«Ав­тостоп» под­вел ито­ги про­даж лег­ко­вых и ком­мерчес­ких ав­то­моби­лей за 2012г. (см. стр. 12), но за бор­том ос­тался один от­нюдь не ма­ловаж­ный сег­мент рын­ка — гру­зовые ав­то­моби­ли. Как и чем жил ры­нок в прош­лом го­ду? Ес­ли пос­мотреть ста­тис­ти­ку про­даж, то ока­жет­ся, что весь­ма неп­ло­хо.

«Ав­тостоп» под­вел ито­ги про­даж лег­ко­вых и ком­мерчес­ких ав­то­моби­лей за 2012г. (см. стр. 12), но за бор­том ос­тался один от­нюдь не ма­ловаж­ный сег­мент рын­ка — гру­зовые ав­то­моби­ли. Как и чем жил ры­нок в прош­лом го­ду? Ес­ли пос­мотреть ста­тис­ти­ку про­даж, то ока­жет­ся, что весь­ма неп­ло­хо.

Толь­ко за I по­луго­дие 2012г. бы­ло про­дано 742 гру­зовых ав­то­моби­ля, тог­да как за весь 2010г. — 684. Окон­ча­тель­ные ито­ги го­да по­ка еще не под­ве­дены, но да­же эти циф­ры по­каза­тель­ны. Нес­мотря ни на что, Бе­ларусь ос­та­ет­ся од­ним из важ­ней­ших пе­ревоз­чи­ков как в Та­можен­ном со­юзе, так и в Ев­ро­пе. И са­мое глав­ное, не подт­вер­ди­лись не­гатив­ные опа­сения экс­пер­тов, ко­торые в 2010-11гг. не ре­шались предс­ка­зать рост рын­ка в си­лу мно­гих при­чин. Опа­сались, нап­ри­мер, рос­та пош­лин на се­дель­ные тя­гачи. Это мог­ло серь­ез­но от­ра­зить­ся на уров­не про­даж в си­лу то­го, что 95% рын­ка сос­тавля­ет имен­но этот тип тех­ни­ки. Но, нес­мотря на все опа­сения, да­же по­каза­тели 2011г. пе­рек­ры­ли са­мые ра­дуж­ные пред­по­ложе­ния экс­пер­тов. Прог­но­зи­ро­ва­лись про­да­жи на уров­не 1000 еди­ниц тех­ни­ки, но в ито­ге бы­ло про­да­но 1336.

Те­оре­тичес­ки рос­ту про­даж в этом го­ду долж­но спо­собс­тво­вать же­лание круп­ных пе­ревоз­чи­ков об­но­вить свой ав­то­парк на 15-20% со стан­дарта Ев­ро-3 на Ев­ро-5, без ко­торо­го пе­ревоз­ки по Ев­ро­пе ста­новят­ся зат­рудни­тель­ны. К то­му же чем вы­ше эко­логи­чес­кий стан­дарт гру­зови­ка, тем мень­ше оп­ла­та на ев­ро­пей­ских до­рогах. А с де­каб­ря 2012г. в Ев­ро­пе всту­пили в си­лу нор­мы Ев­ро-6, ре­гули­ру­ющие ве­личи­ну ток­сичнос­ти вых­лопных га­зов. По­ка они дей­ству­ют толь­ко для но­вых гру­зови­ков и че­рез год от этой да­ты для всех вы­пус­ка­емых мо­делей. Так что мож­но ско­ро ожи­дать пос­та­вок гру­зови­ков с дви­гате­лями, со­от­ветс­тву­ющи­ми нор­мам Ев­ро-6, и в на­шу стра­ну. Хо­тя, кста­ти, еще не все про­из­во­дите­ли го­товы к вы­пус­ку та­кой тех­ни­ки, не го­во­ря уж о пос­тав­ках. Так что на­зы­вать сро­ки по­яв­ле­ния ма­шин с дви­га­те­ля­ми Ев­ро-6 в Бе­ла­ру­си по­ка ра­но.

По оцен­кам спе­ци­алис­тов, к 2014г. парк ком­мерчес­кой тех­ни­ки вы­рас­тетв три ра­за. Во мно­гом этот рост бу­дет свя­зан со стро­итель­ством и вво­дом в экс­плу­ата­цию ло­гис­ти­чес­ких цент­ров. Прог­раммой де­ятель­нос­ти пра­витель­ства Бе­лару­си на 2011-15гг. оп­ре­деле­на за­дача обес­пе­чить стро­итель­ство и ввод в экс­плу­ата­цию не ме­нее 35 сов­ре­мен­ных ло­гис­ти­чес­ких цент­ров с объ­емом ин­вести­ций око­ло $1,5 млрд. В Бе­лару­си в ста­дии стро­итель­ства на­ходит­ся свы­ше 40 ло­гис­ти­чес­ких цент­ров, и уже прив­ле­чено око­ло Br380 млрд. ин­вести­ций. Стре­митель­ный рост объ­ема внут­ренних пе­ре­во­зок ха­рак­те­рен для все­го ми­ра, и рес­пуб­ли­ка не ста­ла здесь иск­лю­че­ни­ем.

Кро­ме то­го, до­пол­ни­тель­ным фак­то­ром ес­ли не рос­та, то ста­биль­но­го спро­са на гру­зовую тех­ни­ку ос­та­ет­ся стро­итель­ный сек­тор. Воз­во­дят­ся но­вые до­ма, офи­сы, ги­пер­марке­ты. Все это тре­бу­ет об­новле­ния и по­пол­не­ния су­щест­ву­юще­го ав­то­пар­ка. Свою роль сыг­ра­ет и цик­личность рын­ка гру­зовой тех­ни­ки, ко­торая об­новля­ет­ся каж­дые 5-6 лет, и в этом го­ду как раз нас­ту­па­ет пе­ри­од об­новле­ния то­го ав­то­пар­ка, что был за­куп­лен в док­ри­зис­ный пе­ри­од.

Источник: БелГазета