Ноябрь 2020 года ознаменовался появлением нового оператора в сфере контейнерных перевозок — «РЖД Бизнес Актив». И это заставило значительно обеспокоиться нового владельца «Трансконтейнер» Сергей Шишкарева. Ведь такое положение несколько противоречит условиям конкурса, на котором и было реализовано бывшее предприятие ОАО «РЖД» за 60,3 млрд. руб. Появление сильного конкурента, имеющего мощную основу из монополиста российских железных дорог, сосредоточит полный контроль в сфере контейнерных перевозок по железной дороге в руках одного предприятия.

Планы ОАО «РЖД»

Алексей Шило, занимающий должность гендиректора ОАО «РЖД», озвучил, что новый оператор уже оснащен парком из 1500 универсальных контейнеров. Чтобы максимально удовлетворить спрос грузоотправителей, в планах не только увеличить количество модулей, но и дополнить разными модификациями, как например, контейнерами-платформами. Ответственность за закупку уже возложена на «РЖД Логистика». Кроме возможности выбора модели, грузоотправитель также может рассчитывать на регулярные отправки благодаря созданию режимных контейнерных поездов.
Главной мотивацией в запуске нового оператора стало снижение перспективности перевозок в традиционных крытых вагонах. По словам Алексея Шило, полного исчезновения ЦМГВ как сегмента не предвидится, но мало- и среднекубовые уже вскоре совсем выйдут из оборота. Более 80% будет списано до 2025 года, в то время как закупок новых не планируется. Нишу займут большекубовые вагоны и вагоны-паллетовозы. Последние обладают большой перспективностью, так как позволят одновременно осуществлять загрузку большего объема грузов благодаря размещению паллет в два яруса. АО «ФГК» уже поручена разработка подобных конструкций.

Расхождение в обещаниях

В 2019 году ОАО «РЖД» было вынуждено проститься со своим контейнерным перевозчиком «Трансконтейнер», передав контрольный пакет акций ГК «Дело». Торги велись в рамках конкурса, участникам которого были озвучены некоторые условия. Их действие должно было быть соблюдено в среднесрочной перспективе. Такими данными, по крайней мере, оперирует Сергей Шишкарев, озабоченный судьбой своего нового приобретения. Среди прочего, до 2025 году ОАО «РЖД» обязалось не пополнять свой парк, придерживаясь оговоренных рамок:

  • 32 тыс. Контейнеров-платформ;
  • 95 тыс. универсальных контейнеров;
  • 2 млн. TEU — объём перевозок в год.

Хотя места в данной сфере должно хватить всем. Контейнерные перевозки обладают большим потенциалом, и их объём на рынке грузоперевозок будет только увеличиваться. На данный момент логистические компании предлагают сборные отправки в контейнерах, перевозки генеральных грузов, автомобилей, хрупких и ценных партий на большие расстояния. Большое разнообразие дополнительного сервиса (такого, как экспедирование груза, упаковка, страхование) позволяет повысить лояльность клиентов к данному направлению.