Быстрая, дешевая и качественная поставка товаров, консолидированных по группам малыми партиями – вот чего хочет сегодняшний грузовладелец. Единый документ для доставки с привлечением разных видов транспорта, оптимизация весогабаритных параметров и снижение стоимости организации транспортировки – этого требуют перевозчики и логистические сервисы.

На рынке есть еще и разработчики функционального софта, которые мечтают об инновациях – беспилостном транспорте и «умных дорогах». А еще посредники, ремонтники, логисты, работающие с маршрутами, и многие другие.

В каждой категории участников отрасли намечены свои тренды. Но есть и общие интересы, которые в последние два года просматриваются все более явственно. Эти устремления настолько глобальны (и отнюдь не ограничены российской логистикой), что на них уже обращает внимание государство. И Россия здесь исключением не стала.

Интеграция логистики с IT

Это, пожалуй, главная тенденция последних лет в индустрии грузоперевозок. По активности внедрения новых программных решений для контроля доставки, быстрой разгрузки, управления складами и т. д. данная тенденция может соперничать только с популярностью сборных перевозок. Но о них чуть позже, здесь же обозначим, что из интеллектуальных решений, основанных на сетевых программных возможностях, уже внедряется в РФ:

  • ПО для логистов, нацеленное на быстрый (в идеале мгновенный) расчет стоимости, времени и условий транспортировки грузов;
  • автоматический подбор транспорта;
  • складские операции (от режимов охраны товаров до погрузочно-разгрузочных работ и удаленного управления спецтехникой);
  • отслеживание груза в режиме live и управление его движением;
  • удаленная корректировка плана доставки при необходимости и т. д.

Сборные грузы

Технология контейнерных доставок сборных партий не нова, но сейчас спрос на ее программы достиг своего пика. Обусловлено это тремя причинами: усиление конкуренции (в том числе благодаря развитию международной торговли) и постепенный уход покупателя товара от больших закупок одной категории продукции, развитие интернет-торговли и появление системных интеграторов (яркий пример – китайский сервис Alibaba).

Последние в отличие от традиционных участников логистического процесса зарабатывают не на разнице между закупочной стоимостью товара и его продажной ценой (или себестоимостью и ценой реализации). Они только создают условия для взаимодействия продавца/производителя с покупателем по всей цепочке их отношений – от презентации ассортимента до отгрузки продукции.

Очень похоже, что два тренда логистики – IT и доставка сборных грузов – постепенно обеспечивают эффект синергии. Объединяясь, они перекраивают рынок, запуская целый ряд глобальных изменений от развития беспилотников, которые в будущем вполне могут стать фактором технологического суверенитета государств, до запуска принципиально новых маршрутов вроде Нового шелкового пути.

Мультимодальная логистика

На фоне обострения вопросов, связанных со стоимостью доставки, которая становится ключевым преимуществом крупных транспортных компаний, набирают оборотов смешанные перевозки. Передавая грузы от одного вида ТС другому, логист выполняет главное требование сегодняшнего заказчика: обеспечивает вариативность тарифов. Клиент получает возможность сам расставлять приоритеты, где-то выбирая низкую стоимость транспортировки, а где-то ее высокую скорость.