В 2018 году более 22% отправляемых грузов (общий поток – российский, импортируемый, транзитный) пропали, были похищены или доехали не в полном объеме. В 30% случаев пломбы оказались неповрежденными, что указывает на участие в преступлении сотрудников перевозчика.

Логистика для мошенников – третий по привлекательности сегмент. И не только в России, за рубежом проблема стоит не менее остро. Но там с мошенничеством перевозчиков, отправителей или водителей и экспедиторов борются давно и более эффективно. А как защититься от обмана или банальной кражи отечественному участнику договора на поставку товара?

Популярные схемы обмана

Для начала нужно изучить популярные методы мошенничества, применяемые сегодня в отношении грузов и машин, их везущих. Здесь важно не только знать распространенные схемы, но и держать руку на пульсе – ни одна сфера не эволюционирует так быстро, как преступная. Специально для начинающих заказчиков доставки или отправителей продукции по стране и за рубеж эксперты подготовили топ-лист часто применяемых способов обмана.

  • Использование поддельных удостоверений, накладных и прочих транспортных сопроводительных документов. По ним преступники получают чужие грузы или деньги за их перевозку. Этим промышляют как лжепосредники (экспедиторы), так и те, кто работает от имени диспетчерской службы.
  • Привлечение порядочного перевозчика. Компания-организатор доставки нанимает транспортную компанию, заключает с ней официальный договор, но во время исполнения перевозки, сославшись на изменившиеся обстоятельства, просит разгрузить машину в складе, не указанном в договоре. Груз со склада исчезает, а исполнитель рейса обвиняется в краже. Потому как разгрузился в месте, которое не значится нигде. Понятно, что его заказчик от своих указаний выполнить такую разгрузку открещивается.
  • Преступный сговор с водителем. Здесь целое поле для махинаций. Группа может разыграть нападение на груженый транспорт, организовать его разгрузку по пути, якобы угнать машину со стоянки или даже имитировать ее взрыв, чтобы списать отсутствие товара в кузове на действия пожарных и сам пожар.

Последняя схема нашла широкое применение из-за постоянно растущего дефицита водителей. Чтобы обслуживать увеличивающийся грузовой поток, транспортные компании вынуждены нанимать в штат не только проверенные кадры, но и сомнительных работников. Нередко у последних имеется криминальное прошлое, но проверка работодателя недостаточно строга, чтобы его обнаружить.

Защита от мошенников

Самый простой и надежный способ защитить бизнес от подобных инцидентов – работать с проверенным (на собственном опыте) исполнителем. Долгосрочные отношения с транспортной компанией на сегодняшний день – высшая гарантия успешного прибытия грузов и их сохранности. Но даже в этом случае заказчик должен насторожиться, если у его партнера:

  • Появляются новые водители. Стоит уточнить их опыт, вопрос официального трудоустройства и т. д. Нет ничего страшного в том, что перевозчик нанимает мигрантов, когда те соблюдают нормы миграционного законодательства.
  • Открываются новые представительства. Это распространенная практика – «дробить» крупный бизнес на мелкие компании, чтобы по документам платить налоги как МСБ. Но не всегда вывод подразделения в отдельное юрлицо преследует цели сэкономить.
  • Добавляются новые единицы техники. Она не должна быть великовозрастной, числиться в угоне или иметь еще какие-то признаки некондиционного транспорта.

Некоторые риски можно «снять», задавая перевозчику правильные вопросы. От других поможет страховка. С третьими может работать только компетентная служба безопасности или качественный сервис проверки. В каждом случае набор действий по профилактике мошенничества свой. Главное, чтобы он в принципе был.