Первая неделя июня ознаменовалась для логистической отрасли очередным тревожным сигналом. Всего за 7 дней с 3 по 10 число цены на горючее выросли на 0,5–1% в разных регионах. Правда, пока тенденция затронула только Сибирь и Дальний Восток, но ситуация в скором времени может распространиться и на другие регионы, – уверены аналитики.

Разбег цен в 15 рублей за литр

По состоянию на 10 июня 2019 года, согласно сводной информации предприятий «проблемных» районов, тарифы за ГСМ составили:

  • бензин АИ-92 – от 43 до 56 рублей;
  • АИ-95 – от 46,4 до 53 рублей за литр;
  • АИ-98 – от 48,9 до 65 рублей;
  • дизеля – от 54,62 до 58 рублей за литр.

Самые высокие цены выявлены в Магаданской области и на Чукотке. Самые низкие в пределах «зоны удорожания» зафиксированы в Алтайском крае.

Для сравнения, в Москве АИ-92 торгуется за 42,5 рубля, АИ-95 отпускают за 46 рублей, АИ-98 стоит 48, а дизельное топливо – 47 рублей. Это в среднем по городу и области. Последние изменения тарифов с шагом колебания свыше 0,5% здесь имели место два месяца назад.

Еще месяц сдерживания

Напомним, по договоренности, заключенной вначале года между правительством РФ и нефтяниками, стоимость топлива до конца II квартала года не должна расти. Лидеры отрасли согласились пойти на искусственное сдерживание в обмен на беспошлинный провоз нефти и ее продуктов.

«Заморозка» по задумке должна длиться до 1 августа этого года. В канун окончания срока действия договоренности предполагалось провести дополнительные переговоры с участниками рынка поставок о продлении льготных условий или стабилизации расценок.

Говорить о нарушении договора одной из сторон пока рано, – уверены в правительстве России. Но разобраться в ситуации и причинах нового скачка необходимо в срочном порядке. Во исполнение такой задачи премьер-министра Дмитрий Медведев уже поручил своему заместителю провести расследование. Дмитрий Козак (вице-премьер-министр) комментариев еще не давал.

Зазвучали тревожные прогнозы для всей России

Пока же колебания цен на ГСМ в отдельных областях РФ, не нашедшие логичных рыночных объяснений, идут вразрез с массовыми прогнозами их стабилизации. Так, накануне, после очередного подтверждения действия договоренности между государством и бизнесом, практически все крупные перевозчики ожидали в августе одного из двух:

  • сохранения расценок на основные виды топлива на том же уровне;
  • небольшого снижения тарифов в пределах 0,1–0,8%.

Если рассматривать сложившуюся в июне ситуацию на Дальнем Востоке как зарождающуюся тенденцию, есть смысл ожидать очередной волны негативных изменений, – отмечают некоторые аналитические компании столичных регионов. Перевозчики из топ-3 рейтинга пока придерживаются прошлых позиций, относя подорожание к кратковременным ценовым всплескам.

Что будет с транспортными услугами, если ГСМ опять подорожают

По информации крупных перевозочных компаний, даже если пессимистичные прогнозы окажутся верными, и новая волна увеличения цен принесет 3% надбавочных к текущим тарифам, большинство участников рынка выстоит. При этом повышение тарифов за услуги заказчикам может оказаться не таким высоким, а в некоторых случаях и нулевым.

В пользу такого ожидания говорит и то, что некоторые АЗС уже сегодня используют 3%-ю надбавку за топливо, пряча ее за новыми комиссиями (обслуживание, сервисная помощь и т. д.). О такой практике уже неоднократно сообщали постоянные пользователи бензина. Стоимость перевозочных услуг при этом существенно не менялась уже полгода.