Как международные, так и внутренние поставки между предприятиями подразумевают огромное количество различных грузов: товаров, материалов и продукции. Из-за объема и разнообразия перевозимых объектов назрела необходимость классификации грузов, от которой зависят ключевые условия перевозки.

Критерии классификации грузов

На практике используется множество способов классификации грузов — все зависит от выбранного критерия. По виду груза существует три группы:

  • сухогруз;
  • наливные;
  • живность.

В свою очередь, каждая группа делится на определенные подгруппы в зависимости от способа перевозки и упаковки, например:

  • тарно-упаковочные. Перевозка осуществляется в специальной таре;
  • асыпные. Транспортировка в таре или вагонах;
  • штучные. Тара не предусмотрена;
  • наливные. Транспортировка посредством использования цистерн и других емкостей.

По виду тары грузы подразделяют на:

  • жесткие;
  • мягкие;
  • стеклянные.

Одним из самых распространенных способов классификации является деление грузов по отраслям экономики:

  • промышленные;
  • строительные;
  • сельскохозяйственные;
  • торговые;
  • иные типы.

Все указанные классификации используются в экономической деятельности, но важнейшее значение имеют официальные группировки перевозимых грузов.

Какими актами регулируется классификация грузов?

В рамках Таможенного союза используется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). По данному классификатору производится группировка товаров участников внешнеэкономической деятельности.

В основе ТН ВЭД лежит Гармонизированная система описания и кодирования товаров, которая является международным единым стандартом. Всего номенклатура включает 22 раздела с 1284 позициями. Каждый груз имеет свой код, состоящий из 8 знаков.

Помимо указанного классификатора, существуют и другие официально закрепленные группировки. К примеру, в железнодорожных перевозках используется также группировка по единой тарифно-статистической номенклатуре грузов, которая распространяется на всех участников СНГ. В рамках Таможенного союза в целом используется единая Товарная номенклатура, которая фактически является расширением прежней российской Гармонизированной системы.

Отдельного внимания заслуживает классификация опасных грузов, которые являются наиболее регламентированной группой объектов. Описание опасного груза должно соответствовать сразу нескольким актам: ГОСТ 19433-88 и соответствующему международному соглашению (для дорожного транспорта – ДОПОГ, для иных видов транспорта действуют свои дополнительные соглашения). В соответствии с указанными документами, опасные грузы подразделяются на 9 классов, среди которых есть взрывчатые вещества, ядохимикаты и радиоактивные материалы.

Как правильно классифицировать груз?

При классификации грузов перевозчики могут допускать ошибки, к примеру, не учитывать габариты, особенности погрузки-разгрузки, тару и другие важные факторы. В результате контрагенты рискуют не только безопасностью и сохранностью груза, но и возможной ответственностью по закону (особенно в случае транспортировки опасных веществ), причем санкции могут быть наложены не только при прохождении таможни.

На практике это означает необходимость обращения к компетентным транспортным компаниям. Специалисты организации помогут правильно подобрать маркировку, что позволит избежать подавляющего большинства рисков в пути и при таможенном оформлении.