Финансовое авансирование – понятие в российской логистике новое, но успевшее завоевать огромную популярность. Суть услуги сводится к покрытию расходов экспортера или импортера за счет партнера на время ожидания выплаты за отгруженный товар. По факту расчета грузоотправитель или получатель возмещает эти расходы и платит оговоренную комиссию кредитору.

Издержки, которые покрываются через финансовое авансирование, могут быть:

  • плановыми (таможенные пошлины и сборы);
  • внеплановыми (корректировка таможенной стоимости, удорожание логистики из-за прибытия товара в высокий сезон или канун праздников и т. д.).

Изначально услуга предлагалась как поддержка грузовладельца на этапе таможенного оформления, но оценив ее преимущества, пользователи захотели больше. И сегодня в равной степени востребованы как «чистое» таможенное финансовое сопровождение, так и полное обслуживание перевозки с покрытием за клиента расходов на закупку, транспортировку, растаможку и многое другое.

По содержанию авансирование – тот же краткосрочный кредит для юрлица. Обычно он требуется на срок 10–30 дней. Под такие условия подходят как банковские продукты, так и смежные услуги логистических компаний. Третьим источником финансового авансирования может стать Российский экспортный центр. Где лучше условия займа?

Банковский овердрафт на логистические нужды

Среди кредитных программ крупного банка под требования грузовладельца подходят несколько вариантов – классический овердрафт, корпоративный залоговый и беззалоговый кредиты. Первый оформляется в виде лимита на расчетный счет компании-заемщика и работает на следующих условиях:

  • после согласования лимита каждый новый транш (использование заемных средств) – без санкции банка;
  • возвращая заемные деньги, пользователь может вновь их использовать уже в тот же день или на следующие сутки;
  • максимальный срок пользования кредитом на оборотные средства обычно составляет 15–30 дней.

Проценты за использование овердрафта заемщика платит по факту. Сам продукт удобен тем, что может быть направлен на погашение внепланового платежа сразу после выставления счета (штрафа, корректировки таможенной стоимости, обеспечения, складского хранения). Согласовывается от 7–10 дней до месяца. Лимиты устанавливаются в размере 0,3–3 миллиона рублей.

Обязательно страхование финансовых рисков заемщика и его самого, поручительство. Может потребоваться залог (и его тоже надо застраховать).

Заем логистической компании

Крупные перевозчики полного цикла, увидев потребность заказчиков в срочных средствах для доставки крупных партий грузов, предложили альтернативу банковскому кредиту. Суть их займа похожа на овердрафт с той лишь разницей, что деньги переводятся на счет клиента после одобрения заявки, а не уже находятся на нем в режиме доступного лимита.

К преимуществам займа от перевозчика относятся:

  • упрощенная программа оформления (минимум документов и условий, особенно для постоянных заказчиков);
  • доступные ставки (от 1,5%);
  • короткие сроки согласования;
  • нет требований по залогу и поручительству.

Есть и минус: новому клиенту (или постоянному заказчику, если он оформляет заем впервые) крупную сумму согласовать сложно. Транспортные компании, которые предоставляют услуги финансового авансирования, предпочитают «вводить» заемщика в практику кредитования постепенно, начиная с малых сумм (100–300 тысяч рублей).

Кредит от РЭЦ

Программа кредитования в РЭЦ тоже имеет свои плюсы: возможность согласования больших сумм, низкие проценты за использование, линейка целевых кредитов на самые разные нужды экспортера. Работает она аналогично с беззалоговым кредитом в банке, каковым, по сути, и является, так как у РЭЦ собственного фонда кредитования нет, он работает с банками. Но у займа есть большой минус – ограниченная целевая аудитория. Пользоваться привилегиями заемщикам РЭЦ могут только экспортеры, и только подтвердившие идеальную репутацию.