Когда в СССР появились сочлененные автобусы особо большого класса, их сразу окрестили «гармошками». Ведь гибкое сочленение между двумя частями салона здорово напоминало меха исконно русского инструмента. И когда в номенклатуре Минского автозавода появилась первая модель подобной конструкции, тоже не стали выдумывать велосипед. Такие «автобусы-гармошки» предназначены для городов с максимально интенсивным пассажиропотоком, и рассчитаны на перевозку более полутора сотен человек.

Первая минская «автогармошка»

Первый автобус МАЗ «гармошка», это модель МАЗ-105. Она относится к семейству МАЗ-103, и во многом унифицирована с базовой моделью. Машина имеет три пары колес – две в передней части, и одна для «хвоста». Привод на среднюю пару, причем используется мост от тягача. Общую конструкцию, как и для всех автобусов первого поколения марки, частично своровали у «Неоплана», поэтому «105-ый» получился довольно современным на вид – большая площадь остекления, аккуратные переходы, дисплей индикации маршрута и так далее.

В зависимости от запросов покупателей автобус выпускается с разным количеством сидячих мест – от 30 до 36. При этом номинальная вместимость белорусской «гармошки» составляет 160-175 пассажиров. Разогнаться 18-метровая, 30-тонная машина может до 75 км/ч, но в реальной эксплуатации такая скорость скорее исключение. За все время производства, а собирали МАЗ-105 до 2014 года, плюс было несколько партий в 2017 году, было изготовлено около 2000 экземпляров, немала доля из которых попала в российские города

Особенности модификаций

Одной из причин популярности автобуса стала высокая вариативность комплектаций. На машине могут быть установлены самые разные силовые агрегаты и прочее оснащение:

  • Двигатели – дизельные Mercedes-Benz OM906LA, Renault MIDR 06.02.26, ММЗ Д-260.5
  • Коробки передач – автомат и механика (3-х, 5-ти и 6-ступенчатые) Voith, Praga, ММЗ, ZF
  • Прочее оборудование – под заказ устанавливали раздвижные окна, информационные панели в салоне, кондиционер

Сказать, что автобус МАЗ «гармошка» первого поколения очень надежен, в том числе и зона сочленения, не получится. Все же это был первый подобный опыт в истории производителя. Поэтому, а также из-за габаритов и специфики использования поломки случаются не так и редко. Однако купить запчасти для «автобуса-гармошки» МАЗ можно тут, тем боле, что как уже было сказано, многие элементы и детали идентичны тем, что устанавливаются на более распространенных машинах семейства.