Железнодорожные перевозки в России

Железная дорога – один из самых востребованных путей перевозки грузов в России. На долю железнодорожных путей приходится сегодня 85% грузоперевозок, что оставляет далеко позади другие виды перевозок, взятые вместе, – автодорожные, морские, воздушные. Железнодорожные перевозки востребованы и во всем мире, где Россия по этому виду транспортировки занимает 3-е место, уступая только США и Китаю. Высокой популярности этого способа перевозки способствует значительная протяженность железнодорожной сети, которая в России на сегодняшний день составляет порядка 86 тыс. км. Очевидно, поэтому, что на возможности железнодорожных перевозок следует обратить особое внимание. Эта статья посвящена истории становления и особенностям перевозок по железной дороге.

История железнодорожных перевозок в России

Человечество всегда волновал вопрос о перетаскивании и перевозке непосильно тяжелых и габаритных грузов. Размышление над этим привело к изобретению различных транспортных средств. Поиск тягловой силы и совершенствование дорог с прокладыванием колеи под колеса привел к созданию железнодорожного транспорта.
В 1788 году в Петрозаводске в России впервые была сделана чугунная колейная дорога длиной 160 м. Она была далека от совершенства. По такой и позднее модифицированной дороге долгое время осуществлялись грузовые перевозки полезных ископаемых на предприятия по их переработке. В движение транспортные средства приводили лошади.
Первой железной дорогой в России считается Царскосельская, связавшая осенью 1837 года Санкт-Петербург и Царское Село. Состав вез паровоз «Проворный». Однако ранее, в 1834 году, умельцы отец и сын Черепановы, будучи крепостными известных заводовладельцев Демидовых, создали паровоз и паровую Нижнетагильскую железную дорогу протяженностью 854 м. По этой дороге перевозили руду на заводы. Поэтому фактически эта паровая железная дорога является первой в России, но незаслуженно недооцененной.
С этого момента начинается строительство железнодорожных магистралей по всей России. В 1851 году Петербург соединился с Москвой дорогой в 650 км. К началу XX века было построено почти 10 дорог общей протяженностью почти 80 тыс. км, соединившими Москву со многими городами России. Грузы и пассажиропотоки пошли в Нижний Новгород, Рязань, Казань и другие города. Была построена Сибирская железная дорога. В результате железные дороги связали западные и восточные регионы, точкой пересечения которых стала Москва. Основные виды перевозимых грузов были: лесоматериалы, нефть, сельскохозяйственные продукты, кожа, обеспечившие рентабельность железных дорог.
В XX веке революции и войны замедлили строительство железных дорог. Однако были построены Турксиб, БАМ и другие крупные магистрали. Кроме того, почти половина из них электрифицирована. Планируется дальнейшее строительство дорог. Все это благоприятствует использованию железнодорожного транспорта для перевозки груза.

Грузоперевозка по железной дороге сегодня

В настоящее время перевозка грузов по железнодорожным магистралям включена в большинство логистических схем. Удобно осуществлять внутренние и международные транспортировки груза.

Перевозка грузов по железной дороге имеет преимущества:
 • Перевозить можно практически все – грузы любого типа, в том числе очень большого веса, негабаритные, жидкие, насыпные, скоропортящиеся и с прочими характеристиками. Для этого имеются приспособленные вагоны, цистерны, рефрижераторы и прочее. Наибольший грузооборот составляет сырьевой товар: уголь, нефть, нефтепродукты, черные металлы и лом, железная руда, строительные материалы. Их потребители – предприятия различных отраслей хозяйства, играющие важную роль в экономике страны. Другие грузы могут также перевозиться: тяжелая техника, например, краны, самосвалы и другое; крупногабаритные изделия, например, плиты и прочее; продукты питания.
 • Быстрая доставка груза. Это особенно привлекательно для транспортировки больших партий сыпучих и габаритных многотонных грузов.
 • Безопасная транспортировка груза.
 • Недорогой способ доставки груза.

Перевозка грузов по железной дороге имеет недостатки:
 • Привязанность к маршруту, по которому проложены рельсы. Это бывает особенно важно для некоторых грузов, если железная дорога не доходит до непосредственного места назначения.

Для перевозки различных видов грузов предназначены следующие типы вагонов:
 • Полувагоны. Для простых грузов, которым не страшны внешние воздействия (например, для сыпучих строительных материалов, техники).
 • Крытые. Для грузов, требующих укрытия от внешних факторов (например, для зерна).
 • Платформы. Удобны для перевозки автотранспорта, контейнеров, крупных конструкций.
 • Рефрижераторные. В них регулируется температурный режим. Удобны для скоропортящихся грузов.

Грузы тарно-штучные удобнее всего перевозить в контейнерах.

Услуги транспортных компаний

Организовать перевозку груза по железной дороге экономнее и быстрее, если обратиться к услугам логистической транспортной компании. Специалисты окажут комплекс услуг:
 • Подготовят описание груза.
 • Подберут тип вагона.
 • Проверят наличие средств разгрузки негабаритных грузов на месте прибытия.
 • Заключат договоры со станциями отправления и прибытия.

Стоимость перевозки будет зависеть от вида и габаритов груза, типа вагона и расстояния.