Президент Казахстана Назарбаев примет участие в открытии железнодорожной трансконтинентальной магистрали Казахстан — Туркменистан — Иран. Произойдет это долгожданное событие третьего декабря в рамках его официального визита в Тегеран.

Как сообщил посол Туркменистана в Казахстане Магтымгулы Акмырадова, «до конца этого года планируется полное открытие железнодорожного коридора Казахстан — Туркменистан — Иран. По прогнозам, к 2020 году объем перевозок по новому маршруту может составить 15 миллионов тонн, в том числе 3 миллиона тонн транзитных грузов».

Кстати, после того как в мае прошлого года был запущен казахстанско-туркменский участок железной дороги, объем грузоперевозок между Казахстаном и Туркменистаном вырос на 42% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщил дипломат.

Теперь получить свой выход к Персидскому заливу стремится и Кыргызстан. В частности, идею строительства железной дороги Кыргызстан — Таджикистан — Афганистан — Иран лоббирует министр транспорта КР Калыкбек Султанов, но эксперты сильно сомневаются, что инвесторы заинтересуются этим проектом.

Причина в том, что часть железнодорожного полотна надо будет прокладывать высоко в горах. И скорее такой проект более выгоден Таджикистану, который пытается получить транспортную независимость от своего не слишком дружелюбного соседа — Узбекистана.

В свою очередь Иран рассматривает вопрос строительства новой железнодорожной линии с целью замкнуть железнодорожное кольцо вокруг Каспийского моря. Об этом информагентству Trend сообщил замминистра дорог и градостроительства, генеральный директор управления железной дороги Ирана Мохсин Пурсеид Агаи. Железнодорожная линия Казвин — Решт — Астара (Иран) — Астара (Азербайджан) протяженностью 375 километров в настоящее время является недостающим звеном в транспортном коридоре, который соединит железные дороги Ирана, Азербайджана и России.

Г-н Агаи отметил, что «строительство дороги Казвин — Решт — Астара в настоящий момент является приоритетной задачей, а «помимо этого завершилось строительство железнодорожной линии Иран — Туркменистан — Казахстан на востоке Каспия».

Напомним, что идею о создании железнодорожного кольца вокруг Каспия выдвинул не так давно президент России Владимир Путин в рамках Прикаспийского форума, прошедшего в Астрахани. По его словам, строительство такой железной дороги создаст условия для перевозки грузов по выгодной цене и за короткие сроки, а также сделает конкурентоспособными экономики прикаспийских стран.

Иранскому коллеге Хасани Рухани это предложение понравилось, и он дал команду провести исследовательские работы и построить новую железную дорогу Решт — Сари (Иран), чтобы замкнуть железнодорожное кольцо вокруг Каспия на территории Ирана.

Кстати, Азербайджан уже выразил готовность оказать поддержку в ускорении строительства железной дороги Казвин — Решт — Астара. Об этом заявил министр экономики и промышленности Азербайджана Шахин Мустафаев на встрече с Мохсуном Агаи, говорится в сообщении Министерства промышленности Азербайджана.

По предварительным оценкам, пропускная способность железной дороги Казвин — Решт — Астара составит 1,4 миллиона пассажиров и от пяти до семи миллионов тонн грузов в год. Сдача в эксплуатацию железной дороги намечена на 2015 год.

И в завершение отметим, что близится к завершению процесс подписания соглашения про проекту Silk Wind. По словам председателя Транспортного комитета Министерства по инвестициям и развитию Казахстана Асета Асавбаева, «соглашение между Казахстаном, Азербайджаном, Грузией и Турцией о развитии транзитных перевозок, железнодорожном и морском сообщении на участке государственная граница Китай — Казахстан — Каспийское море — Азербайджан — Грузия — Турция — Черное море успешно прошло внутригосударственные процедуры согласования в Грузии и Казахстане. В настоящее время документ проходит процедуру согласования в Азербайджане и Турции».

Скорее всего, соглашение между странами будет подписано в ближайшие полгода, еще до завершения строительства железной дороги Баку — Тбилиси — Карс, которую предполагается открыть в следующем году. Таким образом, реализация проекта Silk Wind позволит за две недели доставлять грузы из Китая в Европу.

 

Источник: http://www.respublika-kaz.info/

 

Железнодорожные перевозки.