Вла­дель­цам ав­то при­дет­ся зап­ла­тить за каж­дый ки­лометр пу­ти, ина­че их ждет серь­ез­ный штраф. С 1 но­яб­ря 2014 го­да гру­зови­ки с раз­ре­шен­ной мас­сой свы­ше 12 тонн смо­гут про­ехать по фе­дераль­ным трас­сам толь­ко за день­ги. За каж­дый ки­лометр пу­ти их вла­дель­цам при­дет­ся зап­ла­тить 3,5 руб­ля. На­кану­не Фе­дераль­ное до­рож­ное агентство и ком­па­нии, так­же участ­ву­ющие в ре­али­зации про­ек­та, расс­ка­зали, как бу­дет функ­ци­они­ровать сис­те­ма, и ка­ким об­ра­зом она ска­жет­ся на пе­ре­воз­чи­ках и эко­но­ми­ке стра­ны.

Вла­дель­цам ав­то при­дет­ся зап­ла­тить за каж­дый ки­лометр пу­ти, ина­че их ждет серь­ез­ный штраф. С 1 но­яб­ря 2014 го­да гру­зови­ки с раз­ре­шен­ной мас­сой свы­ше 12 тонн смо­гут про­ехать по фе­дераль­ным трас­сам толь­ко за день­ги. За каж­дый ки­лометр пу­ти их вла­дель­цам при­дет­ся зап­ла­тить 3,5 руб­ля. На­кану­не Фе­дераль­ное до­рож­ное агентство и ком­па­нии, так­же участ­ву­ющие в ре­али­зации про­ек­та, расс­ка­зали, как бу­дет функ­ци­они­ровать сис­те­ма, и ка­ким об­ра­зом она ска­жет­ся на пе­ре­воз­чи­ках и эко­но­ми­ке стра­ны.

К осе­ни сле­ду­юще­го го­да все до­роги фе­дераль­но­го зна­чения обо­руду­ют ста­ци­онар­ны­ми и мо­биль­ны­ми сис­те­мами конт­ро­ля. Не ме­нее 480 ра­моч­ных конс­трук­ций и 180 спе­ци­аль­ных ав­то­моби­лей с оп­ци­ями фо­то- и ви­де­офик­са­ции, бу­дут сле­дить за тем, оп­ла­тила ли фу­ра свой про­езд. Для пе­реда­чи ин­форма­ции и отс­ле­жи­ва­ния пла­те­жей бу­дет при­ме­нять­ся ГЛО­НАСС/GPS.

До на­чала дви­жения вла­делец ав­то дол­жен внес­ти де­неж­ные средс­тва на счет опе­рато­ра – 3,5 руб­ля за ки­лометр про­бега. Сде­лать это мож­но в Цент­ре об­ра­бот­ки дан­ных или на спе­ци­аль­но соз­данном ин­тер­нет-пор­та­ле.

По всей тер­ри­тории стра­ны раз­вернет­ся сеть кон­суль­та­ци­он­ных цент­ров и пунк­тов оп­ла­ты про­ез­да. Так­же бу­дут отк­ры­ты мес­та вы­дачи бор­то­вых уст­рой­ств – их вла­дель­цам фур вы­дадут бесп­лат­но. Тех­ни­ка поз­во­лит оп­ре­делять, где на­ходит­ся транс­пор­тное средс­тво и в ка­ком нап­рав­ле­нии дви­жет­ся.

Кро­ме то­го, нач­нет ра­боту круг­ло­суточ­ный call-центр. По сло­вам ге­нераль­но­го ди­рек­то­ра ГК «На­вига­тор» Алек­санд­ра Сем­ки­на, в мо­мен­ты пи­ковой наг­рузки кли­ен­там, же­ла­ющим по­лучить кон­суль­та­цию, не при­дет­ся ждать бо­лее трех ми­нут, а сайт в ин­терне­те расс­чи­тан на по­сеще­ние 100 ты­сяч поль­зо­ва­те­лей од­нов­ре­мен­но.

Взве­шивать ав­то­моби­ли не ста­нут – пред­по­лага­ет­ся, что сис­те­ма бу­дет ис­поль­зо­вать ба­зу дан­ных го­сударс­твен­ной ре­гист­ра­ции.

А тем, кто за­хочет про­ехать­ся по до­роге не­легаль­но, при­дет­ся зап­ла­тить штраф. Сог­ласно КО­АП РФ он сос­тавля­ет от 5 до 450 ты­сяч руб­лей. Фик­си­ровать на­руши­телей бу­дут сис­те­мы фо­то- и ви­де­офик­са­ции.

По мне­нию ру­ково­дите­ля Ро­сав­то­дора Ро­мана Ста­ровой­та, на эко­номи­ку ав­то­пере­воз­чи­ков но­вов­ве­дение прак­ти­чес­ки не пов­ли­яет. Ожи­да­ет­ся, что сни­жение чис­той при­были сос­та­вит 0,36-0,5%, и ни­как не ска­жет­ся на пот­ре­би­те­лях ус­луг.

А вот улуч­шить ка­чест­во до­рог и по­мочь рос­сий­ской эко­номи­ке эта ме­ра долж­на.

«Наг­рузка на фе­дераль­ные до­роги в си­лу ге­ог­ра­фичес­ко­го расп­ре­деле­ния про­из­во­дитель­ных сил в стра­не не­од­но­род­на: на 95% ав­то­дорог при­ходит­ся 40% гру­зопе­рево­зок , и по ос­тавшим­ся 5% идет боль­ше по­лови­ны гру­зопо­тока в Рос­сии», — по­яс­нил на­чаль­ник ФКУ «До­роги Рос­сии» Иван Гри­горо­вич и до­бавил, что уже в 2015 го­ду до­рож­ный фонд от вве­дения этой сис­те­мы мо­жет по­лу­чить до 50 мил­ли­ар­дов руб­лей.

В ре­зуль­та­те по­явят­ся до­пол­ни­тель­ные средс­тва на стро­итель­ство и со­дер­жа­ние до­рог, и пос­те­пен­но улуч­шатся их ха­рак­те­рис­ти­ки. А это, в свою оче­редь, поз­во­лит пе­ревоз­чи­кам сни­зить зат­ра­ты на ре­монт сво­их ав­то­мо­би­лей.

Гри­горо­вич под­черки­ва­ет, что рос­сий­ские ком­па­нии на про­тяже­нии мно­гих лет стал­ки­ва­ют­ся с по­доб­ной сис­те­мой за ру­бежом и по­пол­ня­ют сво­ими взно­сами до­рож­ные фон­ды дру­гих стран. При этом иност­ран­ные пе­ревоз­чи­ки не ком­пенси­ру­ют ущерб, при­чиня­емый рос­сий­ским фе­де­раль­ным до­ро­гам.

При этом за ру­бежом та­рифы вы­ше тех, что бу­дут ус­та­нов­ле­ны с но­яб­ря 2014 го­да в РФ. Во всех ев­ро­пей­ских стра­нах сто­имость про­ез­да пре­выша­ет 10 цен­тов ев­ро за ки­лометр, что сос­тавля­ет 4,3 руб­ля по кур­су ЦБ РФ на 21.09.12 (1 ев­ро = 42,9 руб­ля).

Раз­мер пла­ты за про­езд по рос­сий­ским до­рогам был ус­та­нов­лен пра­витель­ством РФ 14 июня 2013 го­да.

Экс­пер­ты так­же под­черки­ва­ют, что в стра­нах Ев­ро­со­юза по­рог мак­си­маль­но раз­ре­шен­но­го ве­са для фур сос­тавля­ет 3,5 тон­ны, а в Бе­лорус­сии под дей­ствие по­доб­ной сис­те­мы по­пада­ют и лег­ко­вые ав­то­моби­ли, за иск­лю­чени­ем за­регист­ри­рован­ных в стра­нах та­мо­жен­но­го со­юза.

Не­об­хо­димо от­ме­тить, что про­ект не пре­дус­матри­ва­ет го­сударс­твен­но­го фи­нан­си­рова­ния – оно на 100% част­ное. Для ре­али­зации прог­раммы по ито­гам про­веде­ния отк­ры­того кон­курса бу­дет выб­ран опе­ратор, или кон­цесси­онер, ко­торый соз­даст и в даль­ней­шем бу­дет экс­плу­ати­ровать сис­те­му. Под­пи­сать сог­ла­шение с по­беди­телем кон­курса пла­ниру­ет­ся не позд­нее 5 июня 2014 го­да. Объ­ем част­ных ин­вести­ций, по подс­че­там раз­ра­бот­чи­ков, мо­жет сос­та­вить око­ло 180 мил­ли­ар­дов руб­лей.

Источник: Гудок