17 мая в Го­сударс­твен­ной Ду­ме сос­то­ял­ся круг­лый стол на те­му: «Нор­ма­тив­ное ре­гули­рова­ние и прак­ти­ка та­можен­но­го оформ­ле­ния гру­зов, его зна­чение для раз­ви­тия внеш­не­эко­номи­чес­ко­го сот­руд­ни­чест­ва».

17 мая в Го­сударс­твен­ной Ду­ме сос­то­ял­ся круг­лый стол на те­му: «Нор­ма­тив­ное ре­гули­рова­ние и прак­ти­ка та­можен­но­го оформ­ле­ния гру­зов, его зна­чение для раз­ви­тия внеш­не­эко­номи­чес­ко­го сот­руд­ни­чест­ва».

Мо­дера­тором круг­ло­го сто­ла был член фрак­ции «СПРА­ВЕД­ЛИ­ВАЯ РОС­СИЯ» пер­вый за­мес­ти­тель Ко­мите­та по транс­пор­ту Ми­ха­ил Бря­чак. От фрак­ции «СПРА­ВЕД­ЛИ­ВАЯ РОС­СИЯ» в ме­роп­ри­ятии при­няли учас­тие за­мес­ти­тель пред­се­дате­ля Ко­мите­та по меж­ду­народ­ным де­лам Алек­сандр Ро­мано­вич, пер­вый за­мес­ти­тель пред­се­дате­ля Ко­мите­та по эко­номи­чес­кой по­лити­ке, ин­но­ваци­он­но­му раз­ви­тию и предп­ри­нима­тель­ству Ми­ха­ил Емель­янов, член Ко­мите­та по бе­зопас­ности и про­тиво­дей­ствию кор­рупции Дмит­рий Го­ров­цов. Так­же в дис­куссии при­няли учас­тие предс­та­вите­ли Фе­дераль­ной та­можен­ной служ­бы РФ, Ми­нэ­ко­ном­раз­ви­тия Рос­сии, Ап­па­ра­та Пра­ви­тель­ства РФ, Минт­ранс Рос­сии и др.

Отк­ры­вая «круг­лый стол» Ми­ха­ил Бря­чак со­об­щил, что ру­ководс­тво Ко­мите­та по транс­пор­ту оп­ре­дели­лось с не­об­хо­димостью соз­да­вать экс­пер­тный со­вет, целью ко­торо­го ста­нет за­коно­датель­ная де­ятель­ность, а так­же вы­работ­ка всех не­об­хо­димых ре­шений и пред­ло­жений, ко­торые бу­дут нап­равле­ны в спе­ци­али­зиро­ван­ные про­филь­ные ко­мите­ты, за­коно­датель­ные, ис­полни­тель­ные и пра­во­ох­ра­нитель­ные ор­га­ны влас­ти. «Бу­дем на­де­ять­ся, что те проб­ле­мы, ко­торые мы се­год­ня об­сужда­ем, бу­дут на­ходить ре­шение и в свя­зи с на­шим сот­рудни­чест­вом», – ска­зал он. По­литик про­цити­ровал Дмит­рия Мед­ве­дева, ко­торый ска­зал о том, что при ве­домс­твах, фе­дераль­ных ор­га­нах ис­полни­тель­ной влас­ти, на пло­щад­ках Об­щест­вен­ных со­ветов долж­ны по­яв­лять­ся «не­удоб­ные лю­ди», ко­торые долж­ны за­нимать­ся конс­трук­тивной кри­тикой. «На­де­юсь, что Экс­пер­тный со­вет ста­нет той пло­щад­кой, ко­то­рая мо­жет су­щест­вен­но прод­ви­нуть оп­ти­ми­за­цию, раз­ви­тие дан­но­го об­суж­да­емо­го воп­ро­са», – до­ба­вил Ми­ха­ил Бря­чак.

С док­ла­дом о ра­боте Фе­дераль­ной та­можен­ной служ­бы РФ выс­ту­пила за­мес­ти­тель на­чаль­ни­ка Уп­равле­ния Ла­риса Кор­шу­нова. Она обоз­на­чила ос­новные проб­ле­мы в сфе­ре же­лез­но­дорож­но­го, морс­ко­го, воз­душно­го и ав­то­мобиль­но­го транс­пор­та. На­ибо­лее слож­но де­ла обс­то­ят с ав­то­мобиль­ны­ми пунк­та­ми про­пус­ка. По сло­вам предс­та­вите­ля ФТС Рос­сии, при­нима­ют­ся ак­тивные ме­ры для оп­ти­ми­за­ции про­цес­сов в рам­ках та­мо­жен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния.

Ми­ха­ил Емель­янов об­ра­тил­ся к предс­та­вите­лю ФТС с воп­ро­сом: дос­та­точ­но ли за­коно­датель­ных пол­но­мочий и все ли не­об­хо­димые про­цеду­ры су­щест­ву­ют на се­год­няшний день? «Мо­жет мы, за­коно­дате­ли, че­го-то не до­рабо­тали? Что вы от нас жде­те, что­бы те бе­зоб­ра­зия, ко­торые тво­рят­ся на та­можен­ном оформ­ле­нии, бы­ли как мож­но быст­рее пре­одо­лены?», – по­ин­те­ресо­вал­ся он. В от­вет Ла­риса Кор­шу­нова со­об­щи­ла, что все за­коно­датель­ство оп­ре­делен­но в рам­ках Та­можен­но­го со­юза и Рос­сий­ской Фе­дера­ции. По сло­вам предс­та­вите­ля ФТС, в час­ти та­можен­но­го за­коно­датель­ства ра­бота ве­дет­ся отк­ры­тая, и здесь осо­бых проб­лем нет. «По­луча­ет­ся, что на­шей ви­ны в том, что тво­рит­ся на та­мож­не, нет. Все не­об­хо­димые пол­но­мочия мы вам да­ли, все та­мо­жен­ные про­це­ду­ры за­ко­но­да­тель­ством пре­дус­мот­ре­ли. Это я и хо­тел ус­лы­шать», – ре­зю­ми­ро­вал Ми­ха­ил Емель­янов.

На­чаль­ник от­де­ла Де­пар­та­мен­та раз­ви­тия и ре­гули­рова­ния внеш­не­эко­номи­чес­кой де­ятель­нос­ти Ми­нэко­ном­разви­тия РФ Ми­ха­ил Ан­ти­пов за­явил, что для биз­нес-со­об­щест­ва, си­ту­ация не по­меня­лась в по­ложи­тель­ную сто­рону. «Нам на­до по­нять, это сис­темная проб­ле­ма на та­мож­не или крат­косроч­ная проб­ле­ма пе­реход­но­го пе­ри­ода, нуж­на сис­те­ма оцен­ки. На­до приз­нать, что за­коно­датель­ство не со­дер­жит пред­пи­сания со­дей­ствия внеш­ней тор­говле». Важ­ная проб­ле­ма, по сло­вам предс­та­вите­ля Ми­нэко­ном­разви­тия, – это раз­ре­шение та­можен­ных спо­ров. «На се­год­няшний день та­можен­ник чувс­тву­ет свою без­на­казан­ность. Сей­час по ста­тис­ти­ке спо­ры раз­ре­ша­ют­ся в поль­зу за­яви­теля, но это – боль­шие юри­ди­чес­кие и фи­нан­со­вые из­держ­ки. На­до эту про­це­ду­ру уп­рос­тить», – за­явил предс­та­ви­тель МЭР.

Ди­рек­тор Де­пар­та­мен­та го­сударс­твен­ной по­лити­ки в об­ласти ав­то­мобиль­но­го и го­родс­ко­го пас­са­жирс­ко­го транс­пор­та Ле­онид Лип­сиц в сво­ем выс­тупле­нии со­об­щил, что не­воз­можно опи­сать то, что тво­рит­ся на про­пуск­ных пунк­тах, наз­вав про­ис­хо­дящее бесп­ре­делом. «Есть ко­лос­саль­ное со­ци­аль­ное нап­ря­жение. Ско­ро во­дите­ли, сто­ящие сут­ка­ми на пунк­тах, нач­нут пе­рек­ры­вать до­роги. Пред­ла­га­ем все про­вероч­ные, по­доз­ри­тель­ные опе­рации пе­ренес­ти на мес­та выг­рузки. Сто­имость од­ной та­кой пе­рег­рузки – 3 тыс. дол­ла­ров. Ко­му-то вы­год­но, что­бы как мож­но боль­шее ко­личест­во ма­шин под­верга­лось ос­мотру. Так­же ну­жен от­ветс­твен­ный за рег­ла­мент про­хож­де­ния. Вре­мя на­хож­де­ния ТС на пунк­те – это об­щее вре­мя и на­до его оце­нивать, а не вре­мя про­веден­ное у окош­ка. Не­допус­ти­мо ког­да гос­функ­ции вы­пол­ня­ют ком­мер­чес­кие струк­ту­ры, доч­ки ГУ­Пов. Не­че­го де­лать ком­мер­ции на та­мо­жен­ных пунк­тах», – до­ба­вил он.

В рам­ках встре­чи с док­ла­дом выс­ту­пил Алек­сандр Ро­мано­вич, от­ме­тив важ­ность об­сужда­емой те­мы в свя­зи с тем, что дан­ный воп­рос ка­са­ет­ся предс­та­вите­лей всех от­раслей на­род­но­го хо­зяй­ства РФ. По сло­вам по­лити­ка, че­рез та­мож­ню про­ходит боль­ше по­лови­ны ВВП. Рас­суждая о сло­жив­шей­ся си­ту­ации, де­путат вспом­нил из­вест­ное вы­раже­ние: «За дер­жа­ву обид­но». Он так­же выс­ка­зал оза­бочен­ность Ко­мите­та по меж­ду­народ­ным де­лам в свя­зи с боль­шим ко­личест­вом об­ра­щений с прось­бой нор­ма­лизо­вать ци­вили­зован­ное про­хож­де­ние гру­зов че­рез та­можен­ную гра­ницу Рос­сий­ской Фе­дера­ции. При­чем об­ра­щения пос­ту­па­ют не толь­ко от предс­та­вите­лей рос­сий­ско­го биз­не­са, ко­торые за­нима­ют­ся меж­ду­народ­ны­ми пе­ревоз­ка­ми, но и от иност­ран­ных кол­лег. Алек­сандр Ро­мано­вич выд­ви­нул пред­ло­жение: приг­ла­сить на «пра­витель­ствен­ный час» Гос­ду­мы ру­ково­дите­ля Фе­дераль­ной та­можен­ной служ­бы РФ. Та­ким об­ра­зом, де­пута­ты смо­гут за­дать воп­ро­сы и по­нять, что они мо­гут сде­лать с целью лик­ви­дации сло­жив­шей­ся си­ту­ации. По­ли­тик так­же об­ра­тил вни­ма­ние соб­рав­ших­ся на то, что струк­ту­ра РОС­ТЭК яв­ля­ет­ся ос­но­вой для кор­руп­ци­он­ных дей­ствий на та­мож­не.

Дмит­рий Го­ров­цов в сво­ем выс­тупле­нии от­ме­тил не­об­хо­димость со­вер­шенс­тво­вания за­коно­датель­ства в та­можен­ной сфе­ре, так как сло­жив­ша­яся си­ту­ация оформ­ле­ния та­можен­но­го оформ­ле­ния гру­зов яв­ля­ет­ся од­ной из на­ибо­лее ма­лопо­нят­ных и неп­розрач­ных сфер де­ятель­нос­ти. Дмит­рий Го­ров­цов за­явил, что, по мне­нию ря­да экс­пер­тов, не­кото­рые нор­ма­тив­но-пра­вовые ак­ты, ко­торые рег­ла­мен­ти­ру­ют де­ятель­ность та­можен­ных ор­га­нов, со­дер­жат приз­на­ки кор­рупции. Он на­пом­нил о При­казе № 965 от 18 мая 2010 го­да, ко­торый рег­ла­мен­ти­ру­ет, в част­нос­ти, раз­ме­щение та­можен­ных пос­тов и от­де­лов та­можен­но­го оформ­ле­ния. Экс­пер­ты при­ходят к вы­воду, что в дан­ном до­кумен­те от­сутс­тву­ют не­об­хо­димые кри­терии, по ко­торым долж­ны при­нимать­ся ре­шения о раз­ме­щении под­разде­лений на пло­щад­ках, ко­торые предс­тав­ле­ны участ­ни­ками внеш­не­эко­номи­чес­кой де­ятель­нос­ти. «Ес­ли этих кри­тери­ев нет, то оп­ре­деля­ющее ре­шение вы­носит­ся ря­дом чи­нов­ни­ков, ко­торые воль­ны трак­то­вать эти нор­мы на свой взгляд. Это не­допус­ти­мо», – до­бавил он. По­литик до­бавил, что, по мне­нию его из­би­рате­лей, ру­ко­водс­тво та­мо­жен­ных ор­га­нов за­час­тую при­ни­ма­ет ре­ше­ния, ко­то­рые про­ти­во­ре­чат за­ко­но­да­тель­ству РФ и соз­да­ют не­удобс­тва участ­ни­кам внеш­не­эко­но­ми­чес­кой де­ятель­нос­ти.

В про­дол­же­ние двух­ча­совой дис­куссии участ­ни­ки круг­ло­го сто­ла об­су­дили со­вер­шенс­тво­вание нор­ма­тив­но­го ре­гули­рова­ния прак­ти­ки со­вер­ше­ния та­можен­ных опе­раций и та­можен­но­го конт­ро­ля в пунк­тах по­пус­ка че­рез гра­ницу. Осо­бое вни­мание бы­ло уде­лено проб­ле­мам при меж­ду­народ­ных ав­то­мобиль­ных пе­ревоз­ках: прос­то­ях, прив­ле­чении пе­ревоз­чи­ков в АПП к ад­ми­нист­ра­тив­ной от­ветс­твен­ности по час­ти 3 статьи 16.1 Ко­АП Рос­сии, наз­на­чении та­можен­но­го соп­ро­вож­де­ния при пре­вы­ше­нии пре­де­ла га­ран­тии по книж­ке МДП и др.

Источник: Справедливая Россия