Цена рыбного вопроса

В августе власти России ввели запрет на ввоз продукции из США, ЕС, Норвегии и Австралии, продукция которых занимала 15% отечественного рыбного рынка. Производители из этих стран доминировали в нескольких сегментах российского рыбного рынка. Так, на их долю приходилось 60% всей охлажденной рыбы, в сегменте сырья для производства продукции из сельди и скумбрии — 45%, в сегменте креветок и мороженой мойвы — по 50%, в сегменте минтаевого сурими — более 70%.

Смогут ли российские производители в течение года, пока будет действовать эмбарго, восполнить дефицит?

Это реально, но не во всех сегментах. Например, невозможно заменить поставки из-за рубежа охлажденной рыбы и мороженой мойвы (запрет импорта приведет к сокращению предложения этих продуктов на 50%). Дефицит, как утверждают некоторые эксперты, на руку российским рыбакам, так как позволит им накручивать цены. Это заблуждение. Ценовой галоп приведет только к съеживанию рыбного рынка в целом. Обычный покупатель никогда не станет платить 200 руб. за мороженую горбушу и минтай или 90 руб. за банку сайры. Мы это уже проходили в 2009 году, когда цены на рыбную продукцию взлетели вверх на 24%, что сразу же привело к падению продаж на 11% (это около 400 тыс. тонн). Кстати, мы до сих пор не отыграли это пике: объем российского рыбного рынка в 2013 году составил 3,6 млн тонн, в 2008 году — 3,76 млн тонн.

Рыбный рынок в России очень подвижен. Это привело к тому, что с 2007 по 2012 год в десять раз выросли объемы продаж охлажденного норвежского лосося, хотя до этого не было никаких предпосылок. Другой пример с рыбным филе: в 2008 году объемы его продаж достигли 300 тыс. тонн, а затем снова упали до 150 тыс. тонн. Неструктурированность рынка позволяет быстро захватывать серьезные позиции двум типам игроков: мощным транснациональным компаниям или полчищам «серых» переработчиков. По оценкам РСПП, примерно 15% рыбного рынка (это свыше 0,5 млн тонн на 120 млрд руб.) занимает некачественная продукция с недостоверной маркировкой.

В середине октября на Дальнем Востоке начинается большая сельдевая путина, еще месяц в разгаре сайровая путина, начинается большая доставка улова лососевых. Поэтому сейчас очень важно устранить «логистическое трение» на пути дальневосточной рыбы в центральную часть России. Фактически мы имеем «узкое бутылочное горло» во Владивостоке — основном узловом распределительном центре дальневосточной рыбной продукции. Здесь все сплелось: технологическая отсталость железнодорожной инфраструктуры, неповоротливость главного игрока на рынке перевозки рыбы. Добавьте сюда нежелание самой железнодорожной монополии обеспечить равные условия перевозки для других игроков рынка. Все это приводит к искажению экономической мотивации для компаний, занимающихся рыбной логистикой, базовому снижению доходности в секторе перевозок рыбной продукции по железной дороге и — как следствие — значительному сезонному удорожанию тарифов на перевозку рыбной продукции. Простое субсидирование инфраструктурной части провозной платы в размере 5 руб. на 1 кг рыбы здесь ничего не решит. Это «политический анальгетик», который не излечивает болезнь. Поэтому сейчас судьба российского рыбного рынка решается на железнодорожных путях.

 

Доставка рефрижераторных грузов по России.