Данная статья является продолжением цикла статей, описывающих особенности перевозок грузов между странами с применением железнодорожного транспорта, и в ней будут рассмотрены вопросы заключения соглашений между сторонами, которые осуществляют эти международные перевозки.
Ранее уже ранее отмечалось, что партнеры при этом используют двусторонние и многосторонние варианты соглашений. Соглашение о международном железнодорожном сообщении — далее СМГС. Обычно когда речь заходит о многостороннем соглашении, то говорится именно о нем. Вступившее в силу 1 ноября 1951 года, это международное соглашение с множеством исправлений и дополнений, принятых к 1.11.1997 реально начало применяться лишь с первого января 1998 г. Особенностью этого договора заключается то, что он действует неограниченный термин. Заключалось данное соглашение между Россией и Китаем на языках обеих стран и юридически было равноправно на территории обеих государств. Позже данный СМГС стали применять 11 стран бывшего СНГ. Этот договор распространяется на отправителя, получателя и непосредственного транспортировщика груза посредством железнодорожного транспорта между различными государствами. Однако далеко не все страны постсоветского пространства согласились использовать этот договор, а именно: Эстонская Республика, Армения, Албания, Монголия, Польша, и др.
За исполнением этого соглашения следит Служебная инструкция – специальная организация, задачей которой является урегулирование отношений между странами, заключившими договора СМГС, с целью исключить полностью или свести к минимуму число конфликтных ситуаций, возникающих непосредственно во время осуществления международных транспортировок груза по железной дороге.
Только на условиях, оговоренных в СМГС, осуществляется транспортировка грузов между странами, которые их подписали. СМГС описывает отношения между сторонами, которые возникают во время транспортировки различных товаров железнодорожным транспортом международного сообщения. Благодаря данному соглашению в основном перестали возникать большинство конфликтов между странами, которые его заключили. Отправители и получатели имеют большие гарантии того, что транспортировка груза в международном пространстве пройдет без лишних затруднений.