Как от­ме­ча­ют участ­ни­ки са­марс­ко­го рын­ка, для пос­ледних ме­сяцев ха­рак­те­рен ин­тенсив­ный рост спро­са на ка­чест­вен­ные объ­ек­ты складс­кой нед­ви­жимос­ти. Экс­по­зиция пред­ло­жения же в дан­ном сег­менте, по дан­ным еже­недель­ни­ка «Зе­леная пло­щадь», стре­митель­но сок­ра­ща­ет­ся. Ко­му нуж­ны скла­ды и по­че­му их так ма­ло?

Как от­ме­ча­ют участ­ни­ки са­марс­ко­го рын­ка, для пос­ледних ме­сяцев ха­рак­те­рен ин­тенсив­ный рост спро­са на ка­чест­вен­ные объ­ек­ты складс­кой нед­ви­жимос­ти. Экс­по­зиция пред­ло­жения же в дан­ном сег­менте, по дан­ным еже­недель­ни­ка «Зе­леная пло­щадь», стре­митель­но сок­ра­ща­ет­ся. Ко­му нуж­ны скла­ды и по­че­му их так ма­ло?

Бе­зус­ловно, оп­ре­делен­ный де­фицит ка­чест­вен­ных складс­ких объ­ек­тов на са­марс­ком рын­ке в оп­ре­делен­ной сте­пени ста­биль­но наб­лю­дал­ся на про­тяже­нии нес­коль­ких пос­ледних лет. Од­на­ко стре­митель­ное сок­ра­щение экс­по­зиции пред­ло­жения в дан­ном сег­менте, про­изо­шед­шее за пе­ри­од ми­нув­ше­го го­да, да­же на этом фо­не ста­ло весь­ма за­мет­ным со­быти­ем. Ост­рый де­фицит пред­ло­жения се­год­ня наб­лю­да­ет­ся уже не толь­ко в от­но­шении пло­щадей в вы­сокок­ласс­ных складс­ких тер­ми­налах, но и в от­но­шении объ­ек­тов, под­па­да­ющих под ха­рак­те­рис­ти­ки клас­сов B и С. Нель­зя не за­метить, что та­кое по­ложе­ние дел яв­ля­ет­ся серь­ез­ным пре­пятс­тви­ем для круп­ных ком­па­ний-ри­тей­ле­ров, же­ла­ющих раз­ви­вать биз­нес на тер­ри­то­рии Са­марс­кой об­лас­ти и нуж­да­ющих­ся в боль­ших объ­емах ка­чест­вен­ных пло­ща­дей складс­кой нед­ви­жи­мос­ти.

Сог­ласно дан­ным еже­недель­ни­ка «Зе­леная пло­щадь», за пе­ри­од с фев­ра­ля 2012 го­да по се­год­няшний день ко­личест­во пред­ло­жений в сег­менте арен­ды складс­ких пло­щадей умень­ши­лось чуть бо­лее чем на­поло­вину — с 58 до 22 стро­чек. Не та­кая за­мет­ная, но все же зна­читель­ная ди­нами­ка в этом от­но­шении име­ла мес­то и в сег­менте про­даж складс­ких объ­ек­тов: ес­ли год на­зад на стра­ницах «Зе­леной пло­щади» нас­чи­тыва­лось 30 по­доб­ных пред­ло­жений, то на дан­ный мо­мент их чис­ло так­же сос­тав­ля­ет 22 по­зи­ции.

Ха­рак­те­рис­ти­ки ва­кант­ных пло­щадей, сос­тавля­ющих ак­ту­аль­ную экс­по­зицию, так­же за­час­тую ос­тавля­ют же­лать луч­ше­го. Боль­шинс­тво из них — ста­рые не­отап­ли­ва­емые по­меще­ния, сос­ре­дото­чен­ные в пром­зо­не го­рода: из бо­лее чем двух де­сят­ков пред­ло­жения в аренд­ном сег­менте толь­ко че­тыре объ­ек­та яв­ля­ют­ся отап­ли­ва­емы­ми. Учи­тывая же, что, по дан­ным са­марс­ких агентств нед­ви­жимос­ти, за­яв­ки со сто­роны по­тен­ци­аль­ных ком­па­ний-арен­да­торов пос­ту­па­ют в ос­новном на объ­ек­ты от 500 — 1000 кв. м, боль­шинс­тво пред­ло­жений в те­кущей экс­по­зиции вряд ли мож­но счи­тать лик­видны­ми объ­ек­та­ми. Из все­го объ­ема пред­ло­жений складс­ких пло­щадей раз­ме­ром бо­лее 500 кв. м нас­чи­тыва­ет­ся лишь де­вять, а объ­ек­тов раз­ме­ром бо­лее 1000 «квад­ра­тов» — шесть, при­чем два из них — на тер­ри­тории Но­вокуй­бы­шевс­ка, а од­но — на тер­ри­тории Толь­ят­ти. По­дав­ля­ющее же боль­шинс­тво пред­ло­жений арен­ды предс­тав­ля­ет со­бой объ­ек­ты раз­ме­ром око­ло 200 «квад­ра­тов». Нель­зя не от­ме­тить и зна­чи­тель­ную це­но­вую диф­фе­рен­ци­ацию пред­ло­же­ния — ди­апа­зон аренд­ной став­ки здесь ко­леб­лет­ся от 17 до 500 руб. за «квад­рат».

По мне­нию экс­пер­тов, по­доб­ная си­ту­ация соз­да­ет весь­ма бла­гоп­ри­ят­ные ус­ло­вия для ре­али­зации но­вых де­вело­перс­ких про­ек­тов в сфе­ре складс­кой нед­ви­жимос­ти, в том числе склады под хранение мебели. «По ме­ре сни­жения до­ли ва­кант­ных пло­щадей на мно­гих ло­каль­ных рын­ках пос­те­пен­но вновь на­чина­ет ста­новить­ся ак­ту­аль­ным воп­рос де­фици­та пред­ло­жения, что оп­ре­деля­ет до­воль­но вы­сокую ин­вести­ци­он­ную прив­ле­катель­ность но­вых про­ек­тов, осо­бен­но в сред­нем и вы­соком клас­се, — ком­мен­ти­ру­ет ана­ли­тик УК „Фи­нам Ме­недж­мент“ Мак­сим Кля­гин.

— В це­лом сек­тор, не­сом­ненно, сох­ра­ня­ет зна­читель­ный по­тен­ци­ал даль­ней­ше­го раз­ви­тия и ос­та­ет­ся весь­ма ин­те­рес­ным нап­равле­ни­ем с ин­вести­ци­он­ной точ­ки зре­ния».

Од­на­ко, нес­мотря на это, ком­па­нии-де­вело­перы, как мест­ные, так и фе­дераль­но­го масш­та­ба, на дан­ный мо­мент не стре­мят­ся ре­али­зовы­вать про­ек­ты в дан­ной сфе­ре. Ком­па­нии «Алерс», «Ев­ро­сиб» и «Ев­ра­зия Ло­гис­тик», за­яв­лявшие ра­нее о сво­их на­мере­ни­ях стро­итель­ства складс­ких комп­лек­сов на тер­ри­тории ре­ги­она, так и не прис­ту­пили к даль­ней­ше­му раз­ви­тию этих идей — про­ек­ты бы­ли «за­моро­жены» в пе­ри­од кри­зиса. Меж­ду тем ряд экс­пер­тов по­лага­ют, что по­мимо фи­нан­со­вых зат­рудне­ний не спо­собс­тву­ет раз­ви­тию складс­ко­го де­велоп­мента в ре­ги­оне и проб­ле­ма ад­ми­нист­ра­тив­ных барь­еров. «Та­кая си­ту­ация выз­ва­на в том чис­ле слож­ностя­ми с по­луче­ни­ем раз­ре­шений на стро­итель­ство и зак­лю­чений о вво­де в экс­плу­ата­цию», — по­лага­ют на этот счет спе­ци­алис­ты ком­па­нии Knight Frank в сво­ем ана­лити­чес­ком от­че­те о сос­то­янии рос­сий­ско­го рын­ка складс­кой нед­ви­жи­мос­ти за 2012 год. И ска­зать, что в этом ут­верж­де­нии от­сутс­тву­ет до­ля ис­ти­ны, от­нюдь нель­зя.

Нач­нем с то­го, что на тер­ри­тории ре­ги­она на дан­ный мо­мент су­щест­ву­ет впол­не ощу­тимый де­фицит сво­бод­ных зе­мель­ных участ­ков про­из­водс­твен­но­го наз­на­чения. Это, в свою оче­редь, оз­на­ча­ет, что при же­лании ре­али­зовать стро­итель­ство круп­но­го складс­ко­го объ­ек­та, де­вело­перу, ско­рее все­го, не­из­бежно при­дет­ся иметь де­ло с пе­рево­дом зе­мель за чер­той го­рода из ка­тего­рии сель­ско­хозяй­ствен­но­го наз­на­чения в ка­тего­рию зе­мель про­из­водс­твен­ной ба­зы, что яв­ля­ет­ся зна­читель­ным пре­пятс­тви­ем, не го­воря уже о са­мой про­цеду­ре по­луче­ния участ­ка. По­мимо это­го, впол­не воз­можно, что от ре­али­зации круп­ных про­ек­тов вы­со­кок­ласс­ных складс­ких тер­ми­на­лов от­пу­ги­ва­ет мест­ных де­ве­ло­пе­ров и их сто­имость.

Та­ким об­ра­зом, мож­но зак­лю­чить, что си­ту­ация на ре­ги­ональ­ном рын­ке складс­ких объ­ек­тов ос­та­ет­ся дос­та­точ­но не­оп­ре­делен­ной. С од­ной сто­роны — рост пот­ребнос­ти биз­не­са в ка­чест­вен­ных складс­ких объ­ек­тах, с дру­гой же — от­сутс­твие со­от­ветс­тву­ющей ини­ци­ати­вы со сто­роны ком­па­ний-де­вело­перов. Ры­нок про­дол­жа­ет на­ходить­ся в ожи­дании пе­ремен, пред­по­сыл­ки к нас­тупле­нию ко­торых, бе­зус­ловно, су­щест­ву­ют, од­на­ко де­лать на этот счет ка­кие-ли­бо чет­кие прог­но­зы се­год­ня прак­ти­чес­ки не­воз­мож­но.

Ком­пе­тент­ное мне­ние

Дмит­рий Но­виков, ру­ково­дитель от­де­ла ком­мерчес­кой нед­ви­жимос­ти ГК «Биз­нес-Га­рант»:

— В пос­леднее вре­мя мы все ча­ще стал­ки­ва­ем­ся с проб­ле­мой ост­ро­го де­фици­та ка­чест­вен­ных складс­ких объ­ек­тов на ре­ги­ональ­ном рын­ке. К нам пос­ту­па­ет ог­ромное ко­личест­во за­явок на арен­ду складс­ких пло­щадей клас­са А и В, раз­ме­ром от 500-1000 кв. м, но в си­лу объ­ек­тивных обс­то­ятель­ств мы за­час­тую прос­то не в сос­то­янии удов­летво­рить зап­ро­сы на­ших кли­ен­тов. Боль­шинс­тво скла­дов, име­ющих­ся се­год­ня в экс­по­зиции мест­но­го рын­ка, да­же не поз­во­ля­ют осу­щест­вить нор­маль­ный за­езд и разг­руз­ку ев­ро­фу­ры, что яв­ля­ет­ся ос­нов­ны­ми тре­бо­ва­ни­ями боль­шинс­тва ком­па­ний.

На мой взгляд, спе­цифи­ка се­год­няшней си­ту­ации яв­ля­ет­ся очень бла­гоп­ри­ят­ной для ре­али­зации де­вело­перс­ких про­ек­тов в сфе­ре складс­кой нед­ви­жимос­ти. Да­же складс­кие объ­ек­ты клас­са B, зат­ра­ты на мон­таж по­меще­ний ко­торых мо­гут быть срав­ни­тель­но не­вели­ки, в та­ких ус­ло­ви­ях бу­дут поль­зо­вать­ся зна­читель­ным ус­пе­хом. Мне ка­жет­ся, ре­ги­ональ­ным де­ве­ло­пе­рам сто­ит об­ра­тить вни­ма­ние на эту сфе­ру.

Мак­сим Кля­гин, ана­литик УК «Фи­нам Ме­недж­мент»:

— В це­лом мож­но от­ме­тить, что в те­чение 2012 г. ло­каль­ные рын­ки складс­кой нед­ви­жимос­ти раз­ви­вались пре­иму­щест­вен­но в рам­ках по­зитив­ных трен­дов. Нес­мотря на уме­рен­ные тем­пы рос­та ба­зовых мак­ро­эко­номи­чес­ких по­каза­телей, в боль­шинс­тве ре­ги­онов на фо­не даль­ней­ше­го рос­та де­ловой ак­тивнос­ти наб­лю­далось за­мет­ное рас­ши­рение спро­са на складс­кие объ­ек­ты и ус­лу­ги ло­гис­ти­ки. Клю­чевым драй­ве­ром раз­ви­тия складс­ко­го рын­ка ос­та­ет­ся, преж­де все­го, рост ри­тей­ла — ос­новны­ми пос­тавщи­ками спро­са по-преж­не­му выс­ту­па­ют ком­па­нии оп­то­вой и роз­нич­ной тор­гов­ли, вклад дру­гих сек­то­ров по­ка су­щест­вен­но ни­же.

По­зитив­ные тен­денции в складс­ком сек­то­ре спо­собс­тву­ют рос­ту ос­новных ин­ди­като­ров ин­дуст­рии — наб­лю­да­ет­ся уме­рен­ный рост ста­вок и сред­ней сто­имос­ти складс­ких пло­щадей (в це­лом по РФ ди­нами­ка в ди­апа­зоне 10-15%). До­ля ка­чест­вен­ных объ­ек­тов (класс B и A) ос­та­ет­ся срав­ни­тель­но не­высо­кой и в боль­шинс­тве ре­ги­онов варь­иру­ет­ся в ди­апа­зоне 10-20% от об­ще­го объ­ема пред­ло­жения. Ос­новной спрос в сред­нем и вы­соком клас­сах объ­ек­тов фор­ми­ру­ет­ся на пло­щади в ди­апа­зоне 0,5-5 тыс. кв. м. В объ­ек­тах клас­са С и ни­же бо­лее вост­ре­бо­ва­ны мень­шие пло­ща­ди — до 0,5-1 тыс. кв. м.

Источник: Новости рынка недвижимости Самары