Общепринятым является мнение о том, что железнодорожные перевозки – основа и доминирующая составляющая отечественных грузоперевозок в целом. Между тем, достичь нынешнего уровня развития и распространенности железнодорожных контейнерных грузоперевозок удалось за сравнительно недолгий срок.

Еще в конце 80-х годов ХХ ст., контейнерные перевозки грузов по РЖД были актуальны и доступны исключительно для крупных промышленных предприятий страны. Только они имели соответствующие подъездные пути и располагали необходимой транспортировочной тарой.

В целом именно 90-е годы можно считать временем поднятия жд перевозок в контейнерах на качественно новый уровень. Доступ к ним получил развивающийся средний и малый бизнес. Лишь в этот период в широкий обиход вошли новые 20 и 40 футовые, те есть универсальные стандартизированные контейнеры. Кроме того, распространение получили:

  • рефконтейнеры;
  • контейнеры Open-Top (с открытым верхом);
  • тара, которая на то время еще не считалась строго универсальной, такая как, к примеру, контейнер 45 футов;
  • платформы для негабаритных грузов и т. д.

Железнодорожные перевозки грузов в контейнерах стали решением множества проблем, которые по разным причинам не могли обеспечить удовлетворительное их решение в других условиях, например:

  • автомобильные грузоперевозки были недороги, но протяженны во времени;
  • авиационные быстры, но часто неоправданно или непропорционально высоки по себестоимости, в особенности, когда речь шла о сравнительно небольших партиях товаров;
  • сеть автодорог, подходящих для дальнобойных грузоперевозок была не настолько широка (впрочем, эта проблема актуальна и в 21-м веке), как железнодорожная сеть и т. д.

И уже в то время было понятно, что унифицированные контейнеры при использовании для жд перевозок обеспечивают целый ряд неоспоримых преимуществ:

  • высокую мобильность при погрузке, перемещении с одного вида транспорта на другой и т.д.;
  • отличные показатели прочности и безопасности для грузов;
  • возможность индивидуально варьировать тоннаж контейнерных емкостей в зависимости от массы, количества или объемов перевозимых грузов.

Но, разумеется, основополагающим для развития сферы контейнерных перевозок на РЖД был экономический фактор, поскольку при всех перечисленных и прочих удобствах железнодорожные перевозки отличались (как, собственно, характеризуются и сейчас) вполне приемлемой стоимостью, доступной любому грузовладельцу, пусть даже владеющему небольшой фирмой, а не заводом-гигантом.