Перевозка кофе.

Многие миллионы людей обожают кофе; десятки миллионов жителей нашей страны потребляют его время от времени. А значит, этот товар необходимо доставлять.

 Перевозка кофе на автомобилях используется редко, и лишь на близкую дистанцию. Для этого применимы исключительно грузовики с крытыми кузовами, куда складывают плотные мешки, наполненные кофе (предварительно выдержанные в тёмных прохладных местах). Каждый мешок снабжается надписями, отражающими сорт зёрен, массу нетто товара и дату сбора.

 Обязательным требованием к везущему кофе транспорту выступает стабильность температуры внутри него. Категорически недопустима одновременная транспортировка даже разных сортов кофе, не говоря уже о перевозке его с другими видами грузов. Перевозка кофе подразумевает безотрывное сопровождение специалистом-экспедитором, который опломбирует предварительно двери кузова.

 Подбор тары диктуется, главным образом, двумя факторами: расчётным временем в дороге и сортом напитка. Оперативность доставки, в свою очередь, определяется маршрутом и применяемыми транспортными средствами, качеством организации погрузки и разгрузки.

 В мешки преимущественно складывают зерновой кофе, а в картонную упаковку – переработанный. Часто роль потребительской упаковки заключается в том, чтобы усилить защиту от негативных воздействий. И тем не менее, какая бы совершенная упаковка не было, за условиями хранения надо следить очень тщательно. В частности, разгрузку и погрузку проводят максимально оперативно, иначе колебания температуры воздуха могут оказаться губительными. Как только транспортное средство освобождено от груза, его подвергают комплексной санитарно-гигиенической обработке.

 Обычная масса мешка с кофе колеблется от пятидесяти до восьмидесяти килограммов, а молотый кофе везут в пакетах или банках, используя в качестве вторичной тары ящики (масса нетто в одном ящике – четверть центнера). Следует иметь ввиду, что этот продукт склонен к самосогреванию и пропитыванию водой. Излишне влажный воздух губительно отражается на его качестве. Помимо гниения и развития микроорганизмов, влажность может запустить ненужные процессы ферментирования.

 Отсыревает кофе как следствие перемещения влаги внутри грузового штабеля либо по причине образования конденсата на относительно прохладных металлических поверхностях. На этот процесс влияют разность нагрева воздуха в атмосфере и в трюме, в разных частях штабеля. Излишне плотная укладка мешков или ящиков затрудняет теплообмен.

 Когда судно прибывает в порт назначения, проводят фумигацию (как и при доставке любого растительного груза зарубежного происхождения). Нежелательно, чтобы температура воздуха в трюме превышала двадцать градусов, а относительная влажность его – семьдесят процентов.

 При морской транспортировке какао-бобов требования те же самые, добавляется только необходимость борьбы с так называемой шоколадной огнёвкой (одной из разновидностей моли). Борта и переборки красят белой краской и освещают рассеянным матовым светом.

 Разумеется, каким бы мощным и отлаженным не был морской транспорт, обойтись им одним при транспортировке кофе невозможно. На конечном участке применяют грузовики или вагоны. Здесь главным требованием является строжайшее соблюдение чистоты и сухости. Предпочтительны фургоны с изотермическим кузовом, которые без проблем гарантируют заданную влажность и температуру. К автотранспортной перевозке принимается только сухой обжаренный кофе.