Правительство РФ объявило о скором введении дополнительных сборов с перевозчиков, пользующихся услугами крупных российских портов. Пока точного перечня объектов, по которым введут новую пошлину нет, как и суммы этого сбора. Но уже достоверно известно, что всего по стране должно быть привлечено 6–8 дополнительных миллиардов рублей. В переводе на международную валюту это 94–125 миллионов долларов США.

Суммы и цели

Устанавливать размеры пошлин будет ФАС. Именно ее рабочей группе поручено просчитать адекватные суммы, которые будут платить операторы, исходя из каталога услуг конкретного порта. Оговорено, что новый сбор обязательно затронет главный порт страны в Санкт-Петербурге, а также ряд крупных точек в Мурманске, Новосибирске, Краснодарском крае.

Цель пошлины – обеспечить порты необходимыми средствами на самообслуживание (ремонт, перевооружение, строительство дополнительных терминалов). Как отметили транспортные компании, занятые морскими перевозками, при самых минимальных размерах очередного «оброка» стоимость морской доставки увеличится для отправителя минимум на 2–4%.

Реакция плательщиков

Сообщество перевозчиков уже определилось с отношением к нововведению. Активные участники рынка и их представители высказались против. По мнению некоторых аналитиков, удорожание морских и мультимодальных видов доставки приведет к тому, что из этого сегмента уйдут до 10% грузоотправителей (по ним дополнительная нагрузка «ударит» сильнее всего). То есть работа в портах станет для них настолько невыгодной, что ряд компаний готовы будут вложить немалые средства в переориентацию внешнеэкономической деятельности на железнодорожные пути.

Причем переход на ж. д. перевозки аналитики рассматривают, как меньшее из зол от внедрения сбора. В худшем случае клиенты российских портов попросту перейдут на внешнее обслуживание – перевалку и перегрузки в соседних государствах.

Что взамен

Правда, есть и хорошая новость. Наряду с внедрением очередной пошлины, планируется провести ряд серьезных ремонтных работ с целью:

  • увеличения пропускной способности подъездных путей к крупным портам (20 тысяч грузовиков в сутки);
  • повышения качества подъездов;
  • ускорения обработки грузопотоков;
  • обеспечение безопасного проезда к приемочным портовым пунктам.

Общая протяженность восстановленных и отстроенных дорог, по информации Росавтодора, оставит 308 км. Работы продлятся с 2019 до 2024 года. Уже в ближайшие месяцы в рамках проекта начнется реконструкция и расширение пятикилометровой трассы на пути к порту Махачкалы. Следующие на очереди (в 2020 и 2021-м соответственно) порты Мурманска и Керчи.

10 портов до 2024 года

Всего за 5 лет будет обслужено 10 портов, включая петербургский, выборгский, новороссийский, астраханский, таманский и другие. Причем одним только ремонтом дело может не ограничиться: во исполнение дорожной карты по модернизации и расширению возможностей морских портов РФ предполагается еще и ряд работ, связанных со строительством, реконструкцией и перевооружением инфраструктурных объектов.