В последний день весны на официальном портале Министерства транспорта появилось сразу две интересные новости. Во-первых, как сообщил Григорий Волков из департамента государственной политики в части дорожного хозяйства, действующая система весового контроля должна учитывать ответственность грузоотправителя за перегруз. Во-вторых, ведомство, наконец, признало давно назревшую проблему дефицита важнейшей опции в системе проверок – отсутствие оповещений о нарушении регламента загрузки машин.

Чуть позже к этим двум сообщениям добавилась еще одна новость: взамен несимволических штрафов за символический перевес установят минимальные санкции. Как все это будет? Разбирались аналитики рынка транспортных услуг.

Самое интересное: как изменятся штрафы за перегруз

Напомним, на текущий момент за превышение нормы веса груза в отсеке автомобиля перевозчик платит от 150 до 500 тысяч рублей. Причем первая сумма считается символической, поскольку полагается при отклонениях от регламентного веса на 2–10%. 0,5 миллиона рублей платят злостные нарушители – транспортные компании, которые перегружают машины на 50% и более.

Последние полгода грузоперевозчики неоднократно указывали на несимволичность минимального штрафа, пытаясь добиться хотя бы 10-кратной разницы по сравнению с максимальными санкциями. Видимо, аргументы услышаны, потому как Минтранс, со слов представителя ведомства, приступил к разработке правил, согласно которым:

  • штрафы будут пересмотрены с учетом новой таблицы так называемых градуальных взысканий;
  • при перевесе менее 2% санкции к нарушителям применяться не будут;
  • при перегрузе до 10% сумма штрафа снизится, правда, пока непонятно, насколько.

Аналитики уже высказали предположение, что символические штрафы будут установлены на уровне 10–50 тысяч рублей. Но большинство специалистов уверены, что на фоне снижения одной планки резко повысится вторая. Максимальный штраф может достичь миллиона рублей и даже превысить эту «контрольную метку».

Не только перевозчик, но и грузоотправитель

Причем платить за нарушение будет не только исполнитель рейса, но и его заказчик. Аргументы понятны:

  • сложно представить ситуацию, при которой грузоотправитель находится в неведении о перегрузе машин с его товаром (исключение – сборные перевозки и догруз);
  • ответственность по грузу должны нести все, кто имеет в его отношении интерес;
  • согласно исследованиям, в 70% случаев загрузка транспорта свыше нормы – инициатива заказчика (так он экономит на доставке).

Увы, в нововведения экспертам верится с трудом. Хотя бы потому что детальной проработки вопроса финансовой ответственности участников договора на транспортировку нет. Непонятно, как контрольные органы планируют доводить до сведения автоматизированной системы информацию о хозяине товара, сколько он заплатит за перегруз, и будет ли это распределением штрафов между отправителем и перевозчиком (или двойной штраф в равных суммах).

Ожидаемые изменения: система оповещения о перевесе

С момента запуска автоматического контроля с привлечением технологий вопрос мгновенной передачи данных о выявленном нарушении витал в воздухе. Эта практика (использование технических средств оповещения) предусмотрена в Приказе Министерства транспорта № 119, но не реализована на деле. Как этот пробел будет заполнен, неизвестно. Вариантов много:

  • блокировочные «весы» на дороге, как на Западе (при выявлении перегруза машина не может продолжать движение);
  • информационные мониторы на контрольных пунктах;
  • СМС-сообщения;
  • тревожные сигналы;
  • дополнительная функция тахографа (почему бы нет, ему же планируют поручить запись графика предрейсовых осмотров).

Понятно одно: в ведомстве поняли, что только взвешиваний и штрафов перевозчика мало, чтобы уберечь дороги от разрушения под тяжеловесными грузовиками. А вот что с этим пониманием в итоге сделают, можно только гадать. Впрочем, недолго: новые правила должны подготовить до конца июня.