Исключить присутствие человека в тех процессах, которые может выполнять автоматика. Это устремление могло бы стать лозунгом нового времени. Потому как к такому результату стремятся все отрасли от производства до промышленной переработки. И логистика не исключение.

В ЕАЭС уже предпринята попытка приблизиться к желанной цели в сфере международных перевозок. Именно так можно охарактеризовать эксперимент по внедрению навигационных пломб, два этапа которого уже прошли, а третий начнется в сентябре.

Процедурные инновации в логистике

Суть эксперимента проста:

  • страна-участница назначает ответственного оператора (он получает статус национального), который следит за соблюдением технологического процесса изготовления, настройки и установки пломб;
  • при прохождении через границы государств машины с навигационной пломбой не досматриваются (или проводится проверка контрольной единицы ТС);
  • вся информация таможенниками считывается из памяти пломбы.

В каждой бочке меда есть своя ложка дегтя

Использование новинки дает сокращение длительности таможенного оформления (нет физической проверки грузов) и снижение расходов перевозчика/грузовладельца. Если товар в пути застрахован, то присутствие навигационной пломбы резко снижает риски его хищения и задержек фур на границах. То есть тариф страхования грузоперевозчиков и грузов тоже уменьшается.

Как обычно, дело не обошлось без проблем. В «бочку меда» с плюсами новой технологии добавляется «ложка» ее финансовых недочетов. По состоянию на май 2019 года стоимость одной пломбы нового поколения оценивалась в 18–32 тысячи рублей. Учитывая, что дорогое оборудование легко может пострадать и погибнуть даже в небольшом ДТП, подобные расходы для транспортных компаний выглядят совсем необоснованными.

Плюс, информация, которую содержит прибор, не может считаться истиной в первой инстанции. Да, электронный формат сужает пространство для мошенничества и манипуляций, но данные в устройство все-таки заносит человек. Потому говорить о победе над пресловутым человеческим фактором еще рано, – уверены эксперты.

Первая проба, и сразу удачная

На сегодняшний день целесообразность внедрения навигационной пломбы признали Россия и Казахстан. Это официально, после двух месяцев тестирования в октябре – ноябре 2018 года. Неофициально инновации одобрили еще 2 страны – Армения и Беларусь.

Последняя уже даже назначила национального оператора, который будет следить за использованием технологии, хотя на это решение странам-участницам ЕАЭС (которыми пока ограничено поле действия эксперимента) дано время до сентября 2019 года. Армения и Беларусь опробовали навигационные пломбы в феврале – марте 2019 года.

Что такое навигационная пломба

Напомним, навигационная пломба – это идентификатор многоразового использования, разработанный на основе продукта ГЛОНАСС. Представляет собой подобие бортового компьютера со встроенным навигационным устройством, который устанавливается на грузовой отсек транспорта.

Прибор оснащается собственным аккумулятором и блоком памяти, в который заносится информация о перевозчике, грузе, маршруте и пройденном пути. Весит конструкция до полутора килограммов, работает на одном заряде от 30 до 45 дней. Электроника рассчитана на эксплуатацию в разных климатических зонах (при температурах от 70 градусов тепла до 40 градусов мороза).

Разработчик пломбы – РТИТС, оператор системы взимания платы с грузового транспорта за проезд по федеральным трассам «Платон». По данным компании, технологичные пломбы созданы как раз на платформе «Платона».