Меньше месяца осталось до истечения очередного срока «заморозки» тарифов системы «Платон» – над транспортными компаниями снова дамокловым мечом нависла индексация. Каким будет рынок, если она пройдет, как планировалось уже не первый год? И каким будет увеличение стоимости пользования системой? Ответов на эти и многие другие вопросы по-прежнему нет.

Впрочем, глядя на историю ценообразования услуг «Платона», ничего иного ждать и не приходится. В прошлом году ситуация была аналогичной: решение о продлении «заморозки» принималось в последний момент, когда логисты уже начали формировать новые фонды для нормальной работы. Возможно, накануне 1 июля 2019 года ситуация повторится. А что, если нет?

Оптимистичные прогнозы: доля банкротов ограничится 10% участников

Перевозчики в ожиданиях пессимистичны. По их подсчетам, при увеличении тарифов «Платона» на 25% и более около трети транспортных компаний так или иначе прекратят свою деятельность. Кто-то вольется в крупные сети, кто-то ограничится внутригородскими доставками, кто-то рискнет обойти требования по оплате маршрута, если он идет по федеральным трассам. Порядка 10–15% автомобильных перевозчиков могут остановить деятельность совсем, не видя финансовой выгоды.

Аналитики отрасли, не связанные непосредственно с транспортировочной работой, более оптимистичны. По их расчетам, после подорожания проезда из междугородних и международных перевозок уйдут до 10% участников. Остальные, правда, увеличат собственную цену для клиентов соразмерно ростам стоимости «Платона».

Нагрузки на смежные отрасли

Сами транспортники, аналитики и представители законодателя единодушны только в одном: если цена проезда по федеральным магистралям повысится, страдать будут не только автомобильные перевозки. Значительная часть грузов (а на подходе высокий сезон) переориентируется на соседние отрасли – речного и железнодорожного транспорта.

Если этот переход будет резким, в сегментах может не хватить пропускной способности для обслуживания нового незапланированного потока. На выходе рынок получит повышение стоимости по всем видам транспортировки – автомобилями, речными судами (которых в исправном состоянии и без того дефицит) и железнодорожными вагонами.

Позиция государства

Единственный источник, который мог бы дать какую-нибудь информацию о том, что все-таки случится с ценами «Платона» (государство), пока сохраняет молчание. Хотя некоторые его представители уже прокомментировали накалившуюся обстановку. Среди них и Сергей Борисович Иванов, занятый на должности специального представителя Президента РФ по вопросам транспорта. Тезисно его заявление можно представить следующим образом:

  • практика эксплуатации системы демонстрирует объективную необходимость корректировки тарифов (их нужно повышать);
  • значительное увеличение стоимости было бы ошибочным (при двукратном повышении тарифа весь рынок автомобильных перевозок может буквально «встать» на неопределенное время);
  • правильным в нынешней ситуации будет постепенное аккуратное минимальное увеличение ставки (плюс 10–15%).

С. Б. Иванов тоже уверен, что значительный рост цен может перегрузить смежные области доставки, и в этом с ним согласны представители Минтранса. Кроме того, первый заместитель главы ведомства Иннокентий Сергеевич Алафинов заявил, что обсуждение вопроса «Платона» в части возможности и необходимости индексации его расценок уже запланировано и будет проведено ближе к середине месяца.