Фе­дераль­ная та­можен­ная служ­ба (ФТС) в пят­ни­цу разъ­яс­ни­ла, по­чему с 14 ав­густа 2013 го­да прек­ра­ща­ет оформ­лять пе­ревоз­ку ав­то­мобиль­ных гру­зов по книж­кам МДП (меж­ду­народ­ные до­рож­ные пе­ревоз­ки, TIR).

Фе­дераль­ная та­можен­ная служ­ба (ФТС) в пят­ни­цу разъ­яс­ни­ла, по­чему с 14 ав­густа 2013 го­да прек­ра­ща­ет оформ­лять пе­ревоз­ку ав­то­мобиль­ных гру­зов по книж­кам МДП (меж­ду­народ­ные до­рож­ные пе­ревоз­ки, TIR). По сло­вам замг­ла­вы ве­домс­тва Тать­яны Го­лен­де­евой, при­чиной это­го ре­шения стал долг Ас­со­ци­ации меж­ду­народ­ных ав­то­мобиль­ных пе­ревоз­чи­ков (АС­МАП) в 20 млрд руб., ко­торый уже не­воз­можно ни спи­сать, ни ос­по­рить в су­дах. От­ри­ца­ющие на­личие дол­гов пе­ревоз­чи­ки шлют воз­му­щен­ные пись­ма премь­еру Дмит­рию Мед­ве­деву и его за­мам, а дей­ству­ющее при та­мож­не ФГУП РОС­ТЭК, ко­торое пе­ревоз­чи­ки на­зыва­ют бе­нефи­ци­аром из­ме­нений, в пят­ни­цу объ­яви­ло о том, что уже раз­ра­бо­та­ло свои рас­цен­ки на ус­лу­ги по обес­пе­че­нию тран­зи­та.

Ру­ководс­тво ФТС в пят­ни­цу разъ­яс­ни­ло, по­чему на­чиная с 14 ав­густа фу­ры с при­выч­ны­ми для ав­то­моби­лис­тов зна­ками «TIR» не смо­гут пе­ресечь рос­сий­скую гра­ницу без до­пол­ни­тель­ных на­ци­ональ­ных га­ран­тий. В со­от­ветс­твии с пись­мом ФТС от 4 июля N 01-11/28474 те­перь вмес­то кни­жек МДП пе­ревоз­чи­ки долж­ны бу­дут пре­дос­тавлять дру­гие ви­ды обес­пе­чения та­можен­но­го тран­зи­та. Сис­те­ма МДП (или TIR — Trans­ports In­terna­ti­onal Ro­utiers) ра­бота­ет на ос­но­ве Та­можен­ной кон­венции ООН о меж­ду­народ­ной пе­ревоз­ке гру­зов 1975 го­да. Книж­ки МДП га­ран­ти­ру­ют уп­ла­ту та­можен­ных пла­тежей и поз­во­ля­ют пе­рево­зить гру­зы в опе­чатан­ных кон­тей­не­рах, из­бе­гая про­верок на гра­нице. Книж­ки МПД по $100 (для од­ной пар­тии то­вара) пе­ре­воз­чи­кам про­да­ет АС­МАП — предс­та­ви­тель Меж­ду­на­род­но­го со­юза ав­то­мо­биль­но­го транс­пор­та в РФ.

Имен­но конф­лик­том с АС­МАП объ­яс­ня­ет от­ме­ну кни­жек замг­ла­вы та­можен­ной служ­бы Тать­яна Го­лен­де­ева: «Это ту­пик вза­имоот­но­шений с конк­рет­ной ор­га­низа­ци­ей. Ре­чи о вы­ходе РФ из Кон­венции 1975 го­да не идет — на это у ФТС прос­то нет пол­но­мочий». ФТС уп­ре­ка­ет АС­МАП в том, что ас­со­ци­ация не ис­полня­ет взя­тых на се­бя обя­затель­ств пе­ред рос­сий­ским бюд­же­том — не вно­сит по­ложен­ные пла­тежи в слу­чае не­дос­тавки то­варов (ког­да судь­ба гру­за не­из­вест­на, он по­хищен, ут­ра­чен и про­чее). На­коп­ленная с 1996 го­да за­дол­женность из-за на­руше­ний про­цеду­ры МДП, по подс­че­там та­мож­ни, сос­тавля­ет 20 млрд руб. (8,9 млрд руб.— пла­тежи, 11,2 млрд — пе­ни). У АС­МАП дру­гая ста­тис­ти­ка. По дан­ным ген­ди­рек­то­ра этой ас­со­ци­ации Анд­рея Ку­руши­на, за 2004-2013 го­ды та­можен­ные ор­га­ны предъ­яви­ли пре­тен­зий по пе­ревоз­кам на сум­му 945 млн руб. Из них бы­ли оп­ла­чены пре­тен­зии на 202 млн руб., ос­таль­ные АС­МАП приз­на­ла не­обос­но­ван­ны­ми. По отк­ло­нен­ным пре­тен­зи­ям ФТС об­ра­ща­лась в су­ды и прак­ти­чес­ки все эти ис­ки про­иг­ра­ла. Та­ким об­ра­зом, АС­МАП вов­се от­ри­ца­ет на­ли­чие за­дол­жен­нос­ти.

ФТС на это от­ве­ча­ет, что АС­МАП счи­та­ет неп­ра­виль­но. «Они счи­та­ют, что от­ме­на су­дом де­ла об ад­ми­нист­ра­тив­ном на­руше­нии по не­дос­тавке от­ме­ня­ет и не­об­хо­димость уп­ла­ты та­можен­ных пла­тежей. Но не­дос­тавка-то бы­ла, пла­тежи не пос­ту­пили!» — воз­му­ща­ет­ся Тать­яна Го­лен­де­ева. По ее приз­на­нию, нес­мотря на то, что на зна­читель­ную часть из 20 млрд руб. та­мож­ня ут­ра­тила пра­во взыс­ка­ния, приз­нать за­дол­женность без­на­деж­ной и спи­сать ее не да­ет Мин­фин. Имен­но по­это­му та­мож­ня хо­чет иметь бо­лее на­деж­ное, с ее точ­ки зре­ния, фи­нан­со­вое обес­пе­чение. Это преж­де все­го бан­ковс­кая га­ран­тия или по­ручи­тель­ство. ФТС ин­форми­ру­ет о на­личии у служ­бы до­гово­ров о пре­дос­тавле­нии по­ручи­тель­ств с не­ким ООО «Адал» и стра­ховой ком­па­ни­ей «Ар­се­налъ». Вы­да­ет по­ручи­тель­ства и дей­ству­ющее при та­можен­ной служ­бе ФГУП РОС­ТЭК (не­кото­рые участ­ни­ки рын­ка убеж­де­ны, что имен­но этой струк­ту­ре, за­ни­ма­ющей в ря­де ре­ги­онов до­ми­ни­ру­ющее по­ло­же­ние на рын­ке та­мо­жен­ных ус­луг, отой­дет часть «биз­не­са» АС­МАП).

ФТС обе­ща­ет ис­поль­зо­вать ад­ми­нист­ра­тив­ный ре­сурс с тем, что­бы но­вое обес­пе­чение пош­лин не сто­ило биз­не­су до­роже кни­жек МДП. РОС­ТЭК в пят­ни­цу уже со­об­щил о раз­ра­бот­ке та­рифа на обес­пе­чение дос­тавки — все­го 1,5 тыс. руб. для то­вар­ных пар­тий с сум­мой та­можен­ных пла­тежей до 2,5 млн руб. на од­ну фу­ру. Став­ка дей­стви­тель­на лишь «в слу­чае со­от­ветс­твия пе­ревоз­ки кри­тери­ям рис­ка по­руча­теля». Впро­чем, на де­ле об­ра­щав­ши­еся в ре­ги­ональ­ные под­разде­ления РОС­ТЭ­Ка им­порте­ры за­яв­ля­ют о го­раз­до бо­лее вы­со­ких став­ках — 25-40 тыс. руб. за од­но транс­пор­тное средс­тво.

Пе­ревоз­чи­ки в сво­их пись­мах Дмит­рию Мед­ве­деву и его за­мам Иго­рю Шу­вало­ву и Ар­ка­дию Двор­ко­вичу, а так­же в МИД, в Ев­ра­зий­скую эко­номи­чес­кую ко­мис­сию (ЕЭК) пред­ре­ка­ют «па­ралич меж­ду­народ­но­го ав­то­мобиль­но­го со­об­ще­ния на гра­ницах РФ» уже на­чиная с 14 ав­густа это­го го­да и при­зыва­ют влас­ти от­ме­нить «од­носто­рон­нее и не­закон­ное» ре­шение ФТС. По­ка ре­ак­ции на эти об­ра­щения нет. По сло­вам Тать­яны Го­лен­де­евой, ни­каких ука­заний свер­ху по из­ме­нению ре­шения та­можен­ной служ­бе не пос­ту­пало. От­ме­тим, что в дан­ном слу­чае биз­не­су не сто­ит на­де­ять­ся и на пуб­личное об­сужде­ние ре­шения ФТС по про­цеду­ре оцен­ки ре­гули­ру­юще­го воз­дей­ствия (ОРВ). «ОРВ про­водит­ся пе­ред из­да­ни­ем нор­ма­тив­но-пра­во­во­го ак­та, ко­то­рым пись­мо от 4 июля не яв­ля­ет­ся»,— ска­за­ли в ФТС.

Источник: Виртуальная таможня