В ноябре прошлого года РЖД создал дочернее предприятие «РЖД Бизнес Актив», деятельность которого будет направлена на развитие контейнерных перевозок. Алексей Шило, занимающий пост генерального директора ОАО РЖД, отмечает, что под функционал новой компании будут закупаться не только универсальные контейнеры, но и специализированные, в том числе контейнеры-платформы. На конец 2020 года в распоряжении «РЖД Бизнес Актив» уже числился парк из 1500 контейнеров, который будет постоянно расширяться. Алексей Шило также поясняет, что закупкой будет заниматься новый оператор сферы перевозок грузов в контейнерах — «РЖД Логистика».

Недопонимание по сделке «Трансконтейнер»

Появление новой дочерней организации РЖД пришлось ровно на годовщину со дня продажи контейнерного оператора «Трансконтейнер». В то время контрольный пакет акций был куплен за 60.3 млрд. рублей ГК «Дело», которым руководил Сергей Шишкарев. Когда было объявлено о появлении сильного конкурента, Шишкарев был несколько удивлен. Это связано с нарушением не юридической, а скорее нравственной стороны сделки. Так как при проведении и организации конкурса были озвучены неизменность и стабильность базовых условий рынка, которые должны были действовать в среднесрочной перспективе. Большое интервью Сергей Шишкарев давал по этому вопросу ещё в конце ноября для газеты «Коммерсантъ».
Там же были перечислены основные данные по количеству платформ и разного типа контейнеров у «Бизнес Актива» по состоянию на 2025 год включительно:

  • 32 000 ед. — платформы;
  • 95 000 ед. — контейнеры;
  • 2 000 000 TEU/год — объём грузовых перевозок.

Ответ РЖД

Необходимость запуска сегмента контейнерных перевозок возникла прежде всего из-за низкой перспективности традиционных крытых вагонов. Именно так поясняет ситуацию Алексей Шило. Перевозки в ЦМГВ будут медленно, но верно терять свои позиции, хотя полностью и не исчезнут из сегмента. Главная ставка на данный момент делается на большекубовость, и те вагоны, которые не соответствуют по объёму внутренней кубатуры, уже потеряли свою актуальность. В перспективе ОАО РЖД отмечает необходимость переходить и вовсе на вагоны-паллетовозы. Они позволят вмещать одновременно ещё больший объём, размещая груз сразу в два яруса. ФГК уже занялась разработкой различных типов крытых вагонов, которые бы соответствовали новому тренду.
Конкурентность в сфере контейнерных грузоперевозок наращивает свои обороты. Для обычных потребителей это вероятно будет означать широкую линейку тарифов, большой выбор операторов и повышение комфортности отправки. Для перевозчиков же это сулит вечную борьбу за клиентов.