Перевозки грузов в малокубовых и среднекубовых крытых вагонах потеряли свою актуальность. Им на смену пришли универсальные контейнеры, обладающие не только существенными преимуществами, но и высоким потенциалом. По данным статистики АО «ФГК», в период с 2011 по 2021 год объём перевозок на ЦМГВ упал в среднем на 15 млн. тонн, в то время как контейнерные перевозки только набирают популярность и далеки от раскрытия всех своих возможностей.

Статистика сегмента крытых вагонов

Потеря конкурентоспособности среди мало- и среднекубовых вагонов не свидетельствует о полном исчезновении отправок при помощи крытых вагонов. Все также остается востребован большекубовый подвижный состав, на котором стабильно перевозится основной объем строительных грузов и продукции лесозаготовительных комбинатов. Рост парка, составивший в прошлом году 1,6%, в большинстве своем обязан именно большекубовым вагонам (4,1 тыс. ед.).

Но при увеличении парка не стоит забывать об активных списаниях ЦМГВ, износ которых оценивается, как критический:

  • 3,2 тыс. ед. — количество вагонов, списанных за 2020 год;
  • 13 тыс. ед. (83% из которых малокубовые) — будут списаны до 2025 года.

Данные роста контейнерного рынка

Перевозка грузов в контейнерах только за первый квартал 2021 года нарастила обороты на 24,4%. Большое влияние на российскую железнодорожную грузовую отрасль оказало появление нового участника среди контейнерных перевозчиков — «РЖД Бизнес Актив». Это дочернего предприятия ОАО «РЖД», способное занять основную часть контейнерных транспортировок по железной дороге. К тому же, в планах железнодорожного гиганта основать систему режимных контейнерных поездов с множеством региональных станций.
Динамика изменения за последние 2 года также красноречиво приводит факты об угасании вагонных отправок. Так, за первый квартал текущего года, прирост в сфере большекубовых вагонов показал всего 0,2%. До ноября 2020 года и объявления нового оператора рост среди контейнеров и популярности вагонов был достаточно синхронный — 2,9 и 2,8% соответственно. Сейчас отрыв стабильно увеличивается. Эксперты прогнозируют также переход сельскохозяйственной продукции на транспортировку в контейнерах. Так, к примеру, для насыпного груза (зерно, комбикорм и пр.), не потребуется перегрузка в «сухих» портах во время смены вида транспорта.
Ставка на контейнеры оправдана в большей степени для отдаленных районов, доставка грузов в которой сопоставима с рядом трудностей. Такой подход несет выгоду как перевозчикам, позволяя отказаться от необходимости поиска оборудования и временного окна для перегрузки грузов, так и для клиентов, повышая уверенность в надежности опломбированной тары.