Министерство транспорта России утвердило правила транспортировки скоропортящейся продукции по железнодорожным путям внутри страны и по территории ближайшего зарубежья. Приказ № 54895 зарегистрирован еще 10.06.2019 и на данный момент активно обсуждается участниками сегмента ж. д. перевозок. Новые правила отменяют действие приказов Министерства путей сообщения РФ № 37 от 2003 года и Министерства транспорта № 244 от 2011 г., на основании которых проводилась доставка вагонами скоропортящейся продукции ранее.

Порядок перевозки скоропорта ж. д. вагонами в 2019 году

Что изменилось в правилах:

  • Порядок транспортировки адаптирован под международные требования, действующие для стран-участниц ЕАЭС.
  • Перевозчики, использующие в работе так называемые термосы (изотермы), должны получить новые свидетельства. Без документов, оформленных по требованию приказа Минтранса, изотермические вагоны (в том числе вагоны-контейнеровозы), не пропустят. Правда, у операторов еще есть время до января 2022 года.
  • Продукция, которая должна перевозиться с соблюдением заданных температурно-влажностных условий, делится на две большие группы:
    • в первой категории остаются товары, требующие глубокой заморозки (мясо, птица, рыба), их можно перевозить только при температуре 18 градусов мороза;
    • ко второму классу относятся продукты, для которых не устанавливается точная температура хранения, но задается диапазон, в котором они сохраняют качества.

Точный диапазон температур, в которых будет ездить скоропортящаяся продукция, кроме мяса и рыбы, теперь устанавливают ее изготовители. Здесь нет жесткой привязки к верхнему или нижнему пределу – достаточно, чтобы показатели в принципе были в допустимой «вилке». Такой подход существенно упрощает процесс проверки (тем же оператором перевозчика, например): если на упаковке указано, что товар хранится при температуре от 10 градусов тепла до 10 градусов мороза, то и возиться он будет при тех же условиях.

Ответственность за соблюдение температурных норм

Отдельным пунктом в системе изменений сами участники рынка выделяют новый подход к определению ответственных за нарушение условий доставки скоропортящихся грузов. Минтранс реализовал давнее требование перевозчиков и официально закрепил обязательство по обеспечению условий транспортировки за грузовладельцем.

Причем все обстоятельства доставки должны быть согласованы обеими сторонами – отправителем и получателем до заключения договора на перевозку. А отвечает за их исполнение – подбор транспорта с рефрижератором или без – тот, кто по документам является собственником товара.

Правда, с оператора ответственности тоже никто не снимал. Согласно правилам, он не может принять в работу скоропорт (как пищевой, так и непищевой), если в вагоне невозможно создать условия, согласно требованиям производителя.

Правила начнут действовать с декабря 2019-го

Приказ Министерства транспорта в отношении организации доставки скоропорта опубликован на сайте ведомства 10 июня. В действие он вступит, согласно общему порядку, через 180 дней после публикации, в первой половине декабря 2019 года. К этому времени грузовладельцы должны перейти на новую практику подбора транспорта, а операторы – взять за привычку проверять своих клиентов.

Как сообщили в администрации основного перевозчика ж. д. транспортом (РЖД), новые правила Минтранса хорошо продуманы и своевременны. Со своей стороны важнейший оператор российских железных дорог намерен сделать все, чтобы приказ № 54895 исполнялся всеми участниками процесса.