Развитие городского транспорта, в частности, и такси, в России не могло начаться раньше появления высокой мобильности населения. Длительные путешествия несколько веков назад могли себе позволить только богатые сословия, которые передвигались на собственных лошадях и повозках, а людям победнее ездить было некуда – работа в большинстве случаев была у себя же дома, в крайнем случае – где-то неподалеку. Ситуация сильно изменилась с появлением железнодорожного транспорта и последующей индустриализации.

Цепочка нововведений

Россия поначалу с подозрением отнеслась к идее строительства железных дорог, но потом оценила их пользу для вывоза ресурсов из глубины страны к морским портам. Благодаря улучшившимся условиям для торговли промышленные предприятия начали расти как грибы, требуя все новых рабочих рук, которые уже не всегда можно было расселить тут же. Кроме того, сама железная дорога давала работу большому количеству людей, что спровоцировало расселение семей. Начав зарабатывать реальные деньги, главы семейств стали отправлять детей на учебу в города, возникла массовая мода на путешествия, родственники стали ездить друг к другу в гости. В крупных городах могло быть по несколько вокзалов, откуда поезда отправлялись в разных направлениях – таким пересадочным узлам нужен был транспорт, позволявший добраться из дома до вокзала или переместиться между двумя станциями.

Уровень сервиса у первых извозчиков, конечно, не был таким, как у яндекс-центральный.рф и других подобных современных сервисов – везли пассажиров на конной повозке, цена поначалу зависела только от совести кучера. Впрочем, в Москве и Санкт-Петербурге спрос на пассажирские перевозки уже тогда был большим, подстегивая развитие технологий, так что примерно с конца позапрошлого века понемногу стали внедрять таксометр – настоящий счетчик, который показывал стоимость поездки в зависимости от преодоленного расстояния. Следует заметить, что уже тогда отечественные разработчики учли различные условия путешествия – они понимали, что ехать днем и по центральной улице надо по одному тарифу, а ночью и через опасный район – по другому. По этой причине счетчиков было сразу два – один из них считал нормальную таксу, а другой – так называемую «возвышенную», которая применялась ночью, в плохую погоду, при поездках в сомнительные части города или по отсутствующей нормальной дороге.

Регулярные и отлаженные службы такси в СССР появились лишь в 30—50-ых годах прошлого века, с активным распространением легкового транспорта.