Морские грузоперевозки – самый недорогой способ доставки товаров, в частности, из стран Юго-Восточного региона, где нашим основным партнером является Китай. Неудивительно, что именно этот вид доставки товаров чаще всего выбирают наши предприниматели. Но бывают ситуации, когда на голову и заказчиков, и логистических компаний сваливаются совершенно неожиданные проблемы. Но почему? Ведь морской путь из Китая до портов Владивостока давно «обкатан». О тонкостях грузоперевозок морем, о неприятных «сюрпризах», о том, как их избежать мы расскажем в этом материале.

Основные маршруты и игроки контейнерного рынка

В настоящее время (и этот список не менялся уже несколько лет) морскими перевозками из Китая в Россию и обратно занимаются шесть компаний, контейнерных линий. Это Maersk, Fesco, Sinokor, Nyk, Cma-Cgm и Cosco. То есть рынок давно поделен и отрегулирован. Но у каждой из этих компаний есть свои особенности.
Например, линия Ftsco (Fesco China direct line) работает на маршрутах, проходящих через следующие порты:

  • Владивосток.
  • Восточный.
  • Далянь (Dalian) – Китай.
  • Тяньцзинь (Tianjin) – Порт Ксинганг (Xingang) – Китай.
  • Инчхон (Inchon) – Китай.
  • Циндао (Qingdao) – Китай.
  • Шанхай (Shanghai) – Китай.
  • Гонконг (Hong Kong) – Китай.
  • Чивань (Chiwan) – Порт в Шэньчжэнь (Shenzhen) – Китай.
  • Сямынь (Xiamen) – Китай.
  • Нинбо (Ningbo) – Китай.

Таким образом, по этой линии охвачены практически все ведущие порты Поднебесной. Маршруты включают в себя трансшипмент (логистический термин, означающий перевалку груза) через порты Тайваня (Taiwan), через Сямынь и порты Вьетнама через Гонконг.
Другая линия морских грузоперевозок Korea Soviet direct line использует в качестве звеньев логистических цепочек порты Владивостока и Восточного, корейский Пусан (Busan), а компания SINOKOR доставляет грузы морем в порт Находка через Пусан. «Сквозные» перевозки (без перевалки грузов) может организовать компания MAERSK.

С кем работать?

Зная особенности рынка морских перевозок, понимая все особенности, достоинства и недостатки каждой из компаний, осуществляющих морские перевозки, можно выбрать и оптимизировать логистические пути, которые не только сократят затраты логистических компаний, но и их клиентов, ориентированных на сокращение собственных материальных затрат. Этим можно повысить их лояльность к грузоперевозчику. Постараемся донести до читателя, как это сделать и на что обратить внимание.
Конечно, очень важный фактор – скорость доставки. То есть судно должно идти точно из пункта «А» в пункт «В», желательно не заходя в пункт «С». То есть по «сквозным» маршрутам.
Сегодня налажена работа по морским грузоперевозкам в компаниях Maersk и Fesco. Оба перевозчика наладили отношения с РЖД, что оптимизирует временные затраты на перегрузку товаров из портов Владивостока прямо на железнодорожные платформы. Однако наши эксперты отмечают, что у MAERSK условия более гибкие. При работе с Maersk контейнер можно снять на любом этапе маршрута, задержать груз или оперативно поменять формулировки в документах, если это необходимо.

Сроки – наше все! Но и проблем нам не надо

Каждый профессиональный логист во главе угла ставит построение таких логистических цепочек, которые обеспечат не только низкую стоимость перевозки, но и скорость доставки. Каждый профессиональный логист знает, что рынок грузоперевозок достаточно тесен, а клиент становится все привередливее и даже придирчивее. Это касается и морских перевозок.
Как мы писали выше, лидерами рынка перевозок по морю являются компании Maersk и Fesco. С их помощью, при благоприятных условиях навигации, груз будет в портах Владивостока через 5 суток, если он отправляется из портов Шанхая и Нинбо. В идеале на это должно уйти — 1 день на загрузку контейнера на судно, плюс 3 дня в пути и 1 день на разгрузку в портовом комплексе.
Проблема заключается в расписании отправки судов. У Maersk суда отправляются только по четвергам.
Это означает, что логистическим компаниям (да и их клиентам не грех это знать). Нужно учитывать, что Cut Off (это тоже специальный логистический термин, означающий время хранения груза в порту) закроется во вторник. Дальше придется платить за каждый день хранения груза в порту.
В компании Fesco регламент отправления судов в путь не такой строгий, но и там есть свои проблемы. Главная из них в том, что он «плавает». Нужно отслеживать расписание на сайте компании. Как правило, суда отчаливают 2-3 дня в неделю.
Повезло порту Пусана, где выходы судов осуществляются как «Бог на душу положит», в зависимости от загрузки корабля. В этом случае время пребывания груза в пути может составить всего 2-3 дня. Тут все зависит от профессионализма логистической компании.

Поговорим о трансшипменте

Перевалка груза реально может занять определенное время. Но стоит ли унывать из-за этого? Это как будто вы переложили бумажник из одного кармана в другой и потом охлопываете себя по всем карманам в его поисках. Он же все равно именно ваш.
Если работаете с компаниями с перевалкой грузов в городах Самынь, Гонконг и Пусан, то просто набрасывайте на сроки доставки еще 2-3 недели в пути. Это нормальная практика. Заказчик ждет от логистических компаний четких сроков поставок, обозначенных в договоре. Просто нужно оговорить их в документах.
Что касается перевалочных пунктов, то компании, которые мы перечислили в начале материала, могут спокойно предоставить на территории портов 20 футовые контейнеры. Другими словами, проблема поиска и аренды контейнеров стандартного типа в компаниях Maersk и Fesco можно считать снятыми. Это настолько крупные транспортные сети, которые могут позволить себе иметь представительства во всех портах. С ними можно связаться в любое время и получить информацию по местонахождению груза.

Проблемы? Какие такие проблемы?

Первое. С недавнего времени китайцы стали тотально взвешивать грузы, находящиеся в контейнерах перед их погрузкой на судно. В связи с этим может возникнуть некоторая неразбериха в документах, которой, скорее всего, будут озабочены логистические компании.
Второе. Это касается перевозки опасных грузов. Причем, заказчик, порой, даже не предполагает, что эти грузы попадают под категорию опасных. Компания Fesco более лояльно относится к такому грузу. В любом случае нужно для запроса расчета ставки предоставить не только четырехзначный UN код (код по международной системе классификации опасных грузов), но и паспорт безопасности стандарта MSDS (необходим при перемещении химических веществ, в том числе и для бытовых целей).

How much (по-нашему — «почем пучок» или «сколько стоит»)?

Здесь все просто. Если суда идут без перевалок (трансшипмента), то это примерно 700 – 900 долларов США. Мы живем в мире скоростей и надо понимать ценообразование. Медленно, но дешево, или быстро, но подороже.
Для логистических компаний, которые перевозят грузы морем, важен, так называемый, drop-off (это пеня за возврат контейнера). Иногда при непрофессиональной работе логистов эти затраты могут перекрыть стоимость доставки груза. Плюс сюда идет еще и дополнительный сервис. За него тоже придется платить.

Выводы

  1. Грамотно оформляйте документы. Скурпулезно изучайте текущую ситуацию на рынке грузоперевозок.
  2. Тщательно просчитывайте сроки с запасом.
  3. Заказчики бывают разные. Они тоже люди. Кто-то будет названивать в компанию даже ночью, а кто-то не будет отвечать на ваши запросы.
  4. Для наших логистов. Изучайте рынок, грузооборот, погодные условия. Стройте логистические цепочки тщательно «с линейкой».

Почему выгодно заказывать услуги не у контейнерных линий, а у экспедиторских компаний как GALAXY Logistics

  1. Работая на рынке грузоперевозок мы следим за изменениями цен и условий доставки. Учитываем сезонные факторы и надбавки.
  2. Не все контейнерные линии дают скидки клиентам на один или даже пять контейнеров в месяц, экспедиторская компания собирает сотни контейнеров от разных клиентов и получает «оптовую» скидку как агент линии.
  3. Организацию мультимодальной грузоперевозки лучше отдать в одни руки. Мы выстроим весь маршрут боле логично и экономично. Свяжем несколько видов транспорта и таможню.
  4. Эффективнее вести переговоры и оплаты в одно окно.
  5. Одна компания – один счёт, не нужно отслеживать несколько транзакций.