В структуре логистических затрат предприятия значительное место занимают затраты на транспортировку товаров – в среднем, от 15 до 35% от отрасли. В связи с этим особенно важна задача организации транспортировки товаров таким образом, что бы затраты были минимальны, а эффективность и качество обслуживания – максимальным.
Для создания эффективной транспортно-логистической системы при оптимальных затратах необходимо произвести анализ эффективности транспортно-логистической системы компаниив соответствии со следующими разделами:
1. Рассчитать количество транспортных средств (ТС), необходимых для доставки груза;
2. Проанализировать необходимость приобретения собственных ТС или использования наёмного транспорта;
3. Определить оптимальное соотношение собственных и наемных ТС;
4. Выбрать варианты аренды ТС.
Количество используемых транспортных средств напрямую зависит от грузооборота – чем выше грузооборот, тем большее количество транспортных средств необходимо для доставки. Рассчитать необходимое количество транспортных средств можно по формуле:
, где:
n – количество транспортных средств, (штук),
Q – грузооборот, (тонны, паллетоместа),
Kн – коэффициент неравномерности грузооборота,
W — производительность транспортного средства.
, где
W- производительность транспортного средства, (тонны/час, паллетоместа/час),
g – количество груза, которое может перевезти одновременно транспортное средство (грузоподъемность, вместимость), (тонны, паллетоместа),
Ки – коэффициент использования транспортного средства
, где
q — количество груза, загруженное в транспортное средство, (тонны, паллетоместа)
tц – время цикла (время на погрузку, доставку, разгрузку, возврат транспортного средства), (час.).
Определив количество необходимых транспортных средств необходимо решить задачу о приобретении собственного транспорта, использования арендованного или использования услуг транспортно-логистических компаний. Для принятия обоснованного решения необходимопроизвести оценку затрат.
При использовании собственного транспорта необходимо учитывать затраты на материалы (включая топливо, ГСМ, запчасти, технические средства, расходные материалы, спец.одежду и обувь), учесть амортизацию транспортных средств, отчисления в государственные фонды, рассчитать заработную плату персоналу и прочие расходы.
Альтернативным решением является аренда транспортных средств. Оплата производиться по договору фрахта, а арендный платёж вычисляется следующим образом:
, где:
Ар.пл. – Арендный платеж, (ден. ср.),
А.О. – амортизационные отчисления (ден. ср),
В – вознаграждение арендодателю, (ден. ср.),
Д.У. – дополнительные услуги арендодателя, (ден. ср.),
НДС – налог на добавленную стоимость за предоставленные услуги арендополучателю, (ден. ср.)
В зависимости от срока аренды и возможности возврата арендодателю транспортных средств выделяется текущая идолгофинансируемаяаренда, а так же лизинг.
Таблица 2. Виды аренды в РФ
Вид аренды | Срок аренды | Возврат арендодателю |
Текущая | До 12 месяцев | Да, обязательно |
Долгосрочно финансируемая | Более 12 месяцев | Да, но возможен выкуп по остаточной стоимости |
Лизинг | Более 12 месяцев | Да, но возможен выкуп по остаточной стоимости |
Рассмотрим так же возможность использования транспорта на условиях лизинга. Лизинг делится на операционный и финансовый их особенности представлены в таблице 2.
Таблица 3. Виды лизинга
Вид лизинга | Срок лизинга | Возврат лизингодателю |
Операционный | Меньше срока начисления амортизационных отчислений | Да, но возможен выкуп по остаточной стоимости |
Финансовый | Равен сроку начисления амортизационных отчислений | Да, но возможен выкуп по остаточной стоимости |
Расчёт лизингового платежа производиться по формуле:
, где
Л.пл. – Арендный платеж, (ден. ед.),
А.О. – амортизационные отчисления (ден. ср),
В – вознаграждение арендодателю, (ден. ед.),
Д.У. – дополнительные услуги арендодателя, (ден. ед.),
К– проценты по кредиту банка на приобретение транспортных средств, (ден. ед.),
НДС – налог на добавленную стоимость за предоставленные услуги арендополучателю, (ден. ед.)
Для принятия решения об использовании собственного или арендованного (наемного) транспорта необходимо сопоставить затраты в зависимости от грузооборота компании. На рисунке показано, что при небольшом грузообороте выгоднее использовать арендованный транспорт, при увеличении грузооборота снизить затраты на транспортировку товаров можно путём приобретения транспорта в собственность. Принимая решение на основании данной методики показатели транспортной логистики Вашей компании будут оптимизированы.
Рисунок 1. Зависимость затрат на транспортировку товаров от грузооборота
Наиболее эффективным способомоптимизации транспортной логистики является выбор и внедрение системы маршрутизации. Выбор оптимальных маршрутов доставки грузов позволяет определить в территориальном и временном разрезе объемы перевозки, рассчитать необходимое количество транспорта, сократить простои подвижного состава.
Для разработки оптимальных маршрутов проводится сравнительный анализ всех возможных маршрутов, при котором учитываются следующие параметры:
- место отправки и назначения груза;
- сроки доставки;
- ограничения по габаритам и весу груза;
- стоимость перевозки;
- возможность перевозки груза различными видами транспорта;
- доступность транспортных единиц;
- требования по сопровождению груза;
- ограничения по прохождению груза через логистичечкие узлы и пропускные пункты.
- и др.
Как выбрать оптимальный маршрут? Одним из способов решения этого вопроса будет планирование маршрута доставки на основе сетевого графика.
Сетевая модель выбора маршрута позволяет оптимизировать затраты на перевозку и учесть временной параметр транспортировки.При использовании сетевой модели выбора маршрута работа начинается с определения всех возможных маршрутов доставки груза и составления сводной таблицы, отражающей их стоимостные и временные характеристики.
Затем строится сетевой график альтернативных путей доставки с учетом анализа маршрутов и дополнительных нетранспортных составляющих.Параметр время Т, стоимость С и приведенная стоимость С* для первой работы приравниваются к 0.
Принцип построения сетевого графика
1. Вектор (дуга) = работа
2. Проекция дуги на ось Х = время выполнения работы
3. Узлы моменты завершения работы
4. tij– время выполнения работы
5. i, j – события
6) Тм – максимальное время выполнения работы;
tм — минимальное время выполнения работы;
tв – наиболее вероятное время выполнения работы;
7. Критический путь – путь, по которому время движения равняется полному времени.
8. Полное время – наибольшее время, затраченное на маршрут.
9. Vi – событие.
10.E (Vi) – срок совершения события.
11. E (V1) = 0 – срок выполнения исходного события;
12. (E (Vk) + t ki);
(E (Vp) + t pi); ……………..
(E (Vz) + tzi) – время выполнения событий;
13. E (Vi) – время выполнения i-й работы;
14. Раннее время завершения последней работы – полное время осуществления проекта;
15.L (Vi) – поздний срок наступления события – (время проекта не меняется).
16. L (Vn) = E (Vi) – для последней работы;
17. (L (Vk) – tik);
(L (Vp) – tpi); ……………..
(L (Vz) – tzi);
Минимальная разность = поздний срок L (Vi);
18. Резервы:
18.1. Общий Rij = L (Vj) – E (Vi) – резервное время, задержка на которое не повлияет на общее время выполнения работ.
18.2.rij = E (Vj) – E (Vi) – tij
Свободный резерв отражает время, на которое можно задержать начало работы i без потерь для срока Vj.
18.3. Pij = E (Vj) – L (Vi) – tij
Независимый резерв показывает насколько можно увеличить время выполнения работы без влияния на резервы времени предшествующих и последующих работ.
19.Логистическая схема при смешанной транспортировке.
20. Критерии выбора вариантов доставки:
— время (Т);
— стоимость (С)
— приведенная стоимость
С* = (Сгруза + Ст) * (1 + ,
где С* — интегральная оценка стоимости груза;
Сгруза– стоимость груза при закупке;
Ст – цена перевозки;
(1 + — множитель наращивания процентов;
— процентная ставка;
n – период n = ;
21. Каждой работе Vi соответствуют три значения:
Ti – время
Сi – стоимость доставки
С* — интегральная оценка стоимости груза.
22. Сетевой график доставки груза
23. Для пункта (работа V5) появляются альтернативы.
Выбор осуществляется исходя из определяющего показателя на данный момент времени. Если же показатели имеют равнозначное значение, то применяютя дополнительные критерии такие как критерии Лапласа, Вальда, Сэвиджа и Гурвица. Эти критерии позволяют принимать решение на основе исследования матрицы предполагаемых результатов: строки – варианты доставки Rj, столбцы – критерии доставки Si.
Критерий Лапласа берет в основу принцип, что все состояния природы Si(i= ) являются равновероятными, а вероятность вычисляется по формуле:
Далее рассчитывается значение потерь для каждого действия:
Варианту оптимальной стратегии доставки будет соотвествовать минимальное значение W = min {Mj(R)}.
Критерий Вальда отражает принцип наибольшей осторожности. Сначала выбирается наибольший элемент в каждой строке, а потом – действие, которое отражает минимальный из наибольших результатов
По критерию Сэвиджа анализируются риски, которые определяются формулой:
По данному критерию выбирается та стратегия, в которой риск минимален в самой неблагоприятной ситуации.
Критерий Гурвица берет в основу 2 принципа: вероятность нахождения в самом невыгодном положении (1 — ), а вероятность самого благополучного положения — , где — коэффициент доверия. Если в матрице отражены потери, то оптимальным является действие, выполняющее условие:
В результате применения метода сетевого планирования при выборе маршрута выбирается оптимальный вид транспорта для доставки и логистические посредники. В то же время, нереализованные варианты доставки могут оставаться в резерве на случай непредвиденных изменений.